Линки доступности

Николай Злобин: Политика Москвы «разделяй и властвуй» не приемлема сегодня


Николай Злобин: Политика Москвы «разделяй и властвуй» не приемлема сегодня
Николай Злобин: Политика Москвы «разделяй и властвуй» не приемлема сегодня

На этой неделе между Вашингтоном и Бишкеком было достигнуто соглашение по продолжению использования американскими войсками военной базы «Манас» для осуществления операций в Афганистане. Четыре месяца назад кыргызские законодатели проголосовали за закрытие американской авиабазы.

<!-- IMAGE -->

Николай Злобин, директор российских и евразийских программ Института мировой безопасности США изложил свою точку зрения по ситуации с базой «Манас» в интервью для Русской Службы «Голоса Америки».


Наджия Бадыкова: В СМИ широко обсуждается новое соглашение между Кыргызстаном и США по военной базе «Манас». Многие аналитики считают, что достигнутое соглашение стало ударом для России. Так, газета «Коммерсант» сообщает, что неназванный российский официальный представитель назвал новое соглашение «очень неприятным сюрпризом» и при этом обвинил Кыргызстан в том, что Бишкек обманул Москву. Господин Злобин, как вы прокомментируете ситуацию?

Николай Злобин: Я думаю, что на самом деле большого обмана не было. Кыргызстан и США не говорили о том, что они окончательно решили этот вопрос. Более того, две суверенные страны могут договориться без России. Россия не может налагать вето на право Кыргызстана распоряжаться своими базами, территориями и аэродромами.

Для России это большой пропагандистский удар, поскольку это яркое подтверждение того, что она теряет контроль над постсоветским пространством. Москва думала, что сможет восстановить свое влияние, так как из-за экономического кризиса США начали сворачивать свою активность на постсоветском пространстве.

Мне кажется, что Россия слишком «распиарила» идею ухода американцев из Кыргызстана и, мягко говоря, преувеличила свою роль в решении этого вопроса. Кремль думал, что решение, которое ему хотелось видеть, будет сохраняться и, тем самым, он сможет набраться пропагандистского потенциала в первую очередь внутри России. Поэтому этот удар носит психологический характер. Это подчеркивает, что даже Кыргызстан, несмотря на хорошие отношения с Россией и финансовую поддержку из Москвы, сохраняет политическую независимость в таких важных вопросах как сотрудничество с США.

Н.Б.: Дмитрий Тренин в интервью Русской Службе «Голоса Америки» отметил, что в обмен на американское присутствие в Кыргызстане Россия хочет получить от США признание ее доминирующей роли в регионе, однако пока Вашингтон не соглашается с этим. По мнению Тренина, база «Манас» оказалась удачным предметом торга для Москвы.

Н.З.: Я не думаю, что был торг. Соединенные Штаты всегда признавали, что у России есть интересы в постсоветском пространстве, но Вашингтон всегда выступал против экономической или политической монополии России на этой территории.

Принципиальная позиция Вашингтона - не давать «право вето» Москве. Да, я согласен с Трениным, что Москве и Вашингтону следует договориться о том, какую политику они намерены проводить, например, в Центральной Азии. Таким образом, уровень раздражительности и взаимного подозрения был бы снижен до минимума.

Однако это не значит, что любые переговоры России и США касательно территорий или стран должны быть тайными. Политика «разделяй и властвуй» никак не приемлема сегодня. Я думаю, Россия понимает это. Доминирование России в регионе уже никто не допустит.

Н.Б.: По сведениям газеты «Коммерсант», российский представитель также предупредил, что Россия «достойно ответит» на демарш Бишкека. Как может отреагировать Москва?

Н.З.: Если у кого-то снесет голову,- но надеюсь, это не произойдет, - то Москва будет реагировать, нарушая суверенное право Кыргызстана. В этом случае имиджу Москвы будет нанесен серьезный ущерб. Я думаю, официально Москва такую позицию не займет, хотя, безусловно, то, что произошло, является серьезным провалом российской политики в Центральной Азии, где у нее еще недавно был успех.

Еще недавно Москва гордилась тем, что она выдавила США из Кыргызстана. На самом деле оказалось, что это не так. Получилось так, что даже ее финансы не способны купить политическую лояльность ее соседей. Евразия очень быстро разваливается, и интегрирующая роль Москвы видна все меньше и меньше. Это раздражает Кремль, и я не удивлюсь, если Кремль в своей риторике будет использовать неадекватные выражения, раздражаться, злиться и обвинять США в двойных стандартах, а Кыргызстан - в предательстве. Это, на самом деле, проявление слабости.

Н.Б.: По взаимной договорённости, соглашение будет действовать в течение 5 лет, после чего оно может быть возобновлено по согласию сторон. В документе предусматривается внесение Вашингтоном ежегодной арендной платы за использование аэропорта в размере 60 млн. долларов. Ранее за использование авиабазы ВВС США Вашингтон платил 17,5 млн. долларов. Как вы думаете, реально сохранение таких условий договоренности на пятилетний срок?

Н.З.: Я не думаю, что соглашение проживет пять лет. Оно станет предметом политической дискуссии и споров как внутри Кыргызстана, так и отчасти внутри Соединенных Штатов. Варианты этого соглашения будут пересматриваться и лоббироваться. То, что зафиксировано в договоре, это максимальный компромисс, который может быть достигнут на данный момент, исходя из сложившейся политической атмосферы.

Все оставляют за собой лазейки для пересмотра договора и, я уверен, что у американцев также есть вариант, как в случае необходимости изменить договор. Например, в договоре не прописана система контроля над грузами. Получается, что никто не контролирует, какие именно грузы будут проходить через «Манас». Также нечетко определены права и ответственности иностранных военнослужащих.

Так что есть много нюансов, включая регулирование природоохранных положений. Поэтому обе стороны имеют возможность инициировать пересмотр договора. Я думаю, что именно эта идея и была заложена, чтобы при первой возможности выйти на другую договоренность.


XS
SM
MD
LG