Линки доступности

«Эпоха дешевой нефти ушла в прошлое»


«Эпоха дешевой нефти ушла в прошлое»
«Эпоха дешевой нефти ушла в прошлое»
<!-- IMAGE -->

«Хватит ли нефти?» - вот вопрос, все острее волнующий мировое сообщество. Именно с естественными пределами мировых энергетических ресурсов связаны наиболее тревожные сценарии глобального развития.

Однако, по мнению Юрия Шафраника – бывшего российского министра топлива и энергетики, а ныне председателя Союза нефтегазопромышленников России, - опасаться истощения природных закромов пока что не приходится. «Дело не только в том, что запасы всегда превышают объем добычи, - подчеркнул он, выступая на днях в вашингтонском Центре имени Вудро Вильсона. Существенно и другое: в распоряжении человечества находятся еще не освоенные источники энергии - тяжелая и матричная нефть, а также витаминозные сланцы, – причем в количествах, существенно превышающих ресурсы традиционного «черного золота».

Действительная же проблема заключается в другом: «эпоха дешевой нефти», по словам Шафраника, «закончилась навсегда» – и именно этим фактом обусловлена трансформация всего энергетического комплекса, происходящая на наших глазах. «Во-первых, он стал глобальным в самом точном смысле слова, а во-вторых, в нем все меньшую роль играют товарно-сырьевые факторы, и все большую – финансовые», – отметил экс-министр.

Примечательно, что мировое экспертное сообщество еще не оценило это обстоятельство по достоинству. Как уменьшить цену на нефть? Увеличить добычу. Вот к чему призывала страны ОПЕК резолюция, принятая в июле прошлого года на саммите Большой восьмерки. «Однако спустя 2 месяца цена упала, – напомнил Юрий Шафраник, – и в результате возник переизбыток нефти».

«Нынешняя ситуация на нефтегазовом рынке, - продолжает Юрий Шафраник, - радикально отличается от той, что была характерна для 70 или 80 годов прошлого века. Два-три десятилетия назад мировые цены на нефть в значительной степени определялись политикой ОПЕК, тогда как сегодня они больше зависят от потребителей, чем от экспортеров». Поэтому, чтобы предсказать их колебания, следует изучать не ритмы нефтедобычи, а работу финансовых институтов Запада. По оценкам бывшего министра, основанным на анализе мировой финансовой системы, нового спада цен на нефть следует ожидать к 2019 году.

Какое же место в мировом энергетическом комплексе занимает Россия? По словам Шафраника, быстрый рост российской энергетики в последние десятилетия позволяет сделать вывод, что Россия «может быть гарантом стабильности мирового нефтегазового рынка».
Иное дело – экономическая сторона проблемы. И в первую очередь – учитывая стремительную глобализацию нефтегазового рынка – ее внешнеэкономический аспект. По мнению Юрия Шафраника, российской энергетике нужны не столько зарубежные кредиты, сколько прямые инвестиции. Так и строятся ее взаимоотношения с индийскими и китайскими партнерами. России следует поддерживать ровные и сбалансированные отношения со всеми возможными партнерами, воздерживаясь, однако, от вступления в любые организации стран - поставщиков.

Главная проблема российской энергетики – сугубо внутренняя, считает экс-министр, имея в виду не только перекос в сторону газового комплекса, приведший к упадку таких отраслей, как, к примеру, угольная, но и серьезные концептуальные просчеты. Один из них, по мнению выдающегося специалиста-нефтяника, связан с неудачными попытками России вступить в ВТО. «Надрывались-надрывались, подтягивали тарифы – а вступить все равно не удалось. При этом шли на меры, которые население не принимает. Единственный результат – рост социального недовольства. Давно пора научиться принимать такие факторы во внимание», - подчеркивает Юрий Шафраник.

Главное же – не забывать, что в наши дни судьбу нефтегазового комплекса определяют потребители, а не экспортеры. «В случае приостановки энергопоставок странам-поставщикам придется гораздо хуже, чем импортерам с их развитыми экономическими структурами. Передовые индустриальные государства найдут выход из положения. А что будет с Алжиром, чья экономика на 98 % связана с нефтепромыслами, да и с Саудовской Аравией? Иными словами, для России возможен лишь один путь – ускоренная интеграция в мировой энергетический рынок», - убежден экс-министр.

XS
SM
MD
LG