Линки доступности

Реакция в Центральной Азии на выступление Барака Обамы в Каирском университете


Реакция в Центральной Азии на выступление Барака Обамы в Каирском университете
Реакция в Центральной Азии на выступление Барака Обамы в Каирском университете
<!-- IMAGE -->

Центральная Азия, где проживают более чем 50 миллионов мусульман, находится в сфере стратегических интересов США. Русская Служба «Голоса Америки» попросила экспертов из Центральной Азии прокомментировать выступление президента Обамы в Каирском университете.

Меруэрт Махтумова - директор центра Анализа общественного мнения Алматы отметила, что в Казахстане внимательно следят за шагами Вашингтона по отношению к мусульманскому миру. Многие верят, что с приходом новой администрации Вашингтон сможет сыграть решающую роль в изменении негативных тенденций в мире.

«Выступление президента было ярким и многообещающим, хотя ясно, что только одной речью невозможно решить все проблемы. В Казахстане понимают серьезность ближневосточных проблем, и что необходимы усилия со стороны Вашингтона для изменения имиджа США в мусульманском мире. Но я не думаю, что это относится к нам. В казахском обществе нет антиамериканских настроений, поэтому говорить, что для нас важна политика Вашингтона, с точки зрения преодоления каких-либо антиамериканских тенденций, нет смысла», - считает Меруэрт Махтумова.

По ее мнению, речь Обамы откроет новую страницу во взаимоотношениях США с мусульманским миром: «Его речь - свидетельство этому, но если говорить о Казахстане, то наша «страница» уже открыта и отношения между нашими странами успешно развиваются».

Рафик Сайфулин - доктор исторических наук, бывший советник президента Узбекистана. Он отмечает, что в Узбекистане следят за тем, что говорит Обама. В целом, узбеки с пониманием относятся к тому, что у США есть проблемы в отношениях с мусульманским миром, считает Сайфулин:

«Узбеки не так политизированы, как, например, российские граждане, да и информации у них не так много, чтобы рассуждать о внешних делах. Люди заняты своими насущными проблемами. В Узбекистане нет и никогда не было антиамериканизма или неприязни к США из-за того, что у Вашингтона была та или иная политика по отношению к мусульманскому миру. Людей волнуют только отношения между правительствами наших стран».

По его мнению, для антиамериканизма в Узбекистане не было причин, потому что США не сделали ничего плохого Узбекистану. Сайфулин убежден, что отношения между Ташкентом и Вашингтоном всегда были уважительными, даже после андижанских событий.

Ядерный Иран – это серьезная проблема не только для Ташкента, считает Сайфулин. «Узбеки крайне негативно отреагировали на ядерные испытания в Пакистане, поэтому ядерный Иран не в интересах Ташкента. Скажите, кто хочет, чтобы у него под носом сосед взорвал ядерную бомбу?».

Тем не менее, по мнению Сайфулина, узбекское правительство понимает, что Иран является ключевым государством в урегулировании ситуации в Афганистане и в регионе в целом.

«В отношениях между США и Узбекистаном наметился серьезный прогресс, поэтому узбеков сейчас волнует только то, как будет развиваться наше взаимное сотрудничество», - отметил в заключение Сайфулин.

Таджикистан является единственным государством в СНГ, где официально существует исламская партия, и ее члены представлены в парламенте страны. Поэтому за действиями Вашингтона по отношению к исламскому миру в Душанбе следят с особым вниманием и верят, что политика президента Обамы изменит динамику в регионе, считает Музафар Олимов, директор научно-исследовательского центра «Шарк».

«В отличие от других стран Центральной Азии, в Таджикистане есть антиамериканские настроения, однако они не связаны с политикой Вашингтона по отношению к Таджикистану», - говорит Олимов.

Причины существования антиамериканизма в таджикском обществе следует искать в политике США в Афганистане, Иране и в чрезмерной поддержке Израиля, отмечает Олимов: «Таджиков беспокоят отношения Вашингтона и Тегерана. Иранцы и таджики - это родственные народы, поэтому нам не безразлична судьба наших собратьев. Многие таджики считают, что ядерная программа Ирана носит только мирный характер».

Олимов также отметил, что таджики верят в намерение Вашингтона сделать серьезные шаги для изменения своей политики по отношению к мусульманскому миру. «Я думаю, что западные политики должны наконец-то понять: использование в политической риторике словосочетания «исламский экстремизм» не сближает нас», - сказал в заключение Олимов.

Представитель Туркменистана, пожелавший остаться неназванным, отметил, что туркмен волнует политика Вашингтона по отношению к Тегерану. «Иран – сосед, у нас очень тесные связи с этой страной. А если у соседа будут проблемы, то они будут и у нас».

XS
SM
MD
LG