С 1992 года Государственным департаментом США финансируется программа международных школьных обменов. Благодаря ей за эти годы более 17 тысяч российских старшеклассников смогли в течение учебного года пройти стажировку в американских школах и пожить в семьях приемных американских родителей. В нынешнем году более трехсот российских школьников также участвовали в данной программе. На этой неделе первая группа российских стажеров вернулась прямым авиарейсом из Вашингтона в Москву.
… В зале прилета привычное для таких случаев оживление. Родители уже знают, что Боинг из Вашингтона совершил посадку, пассажиры получают багаж. Долгий перелет позади, и теперь ждут только приятные хлопоты.
«Переживали мы, конечно, сильно, особенно первое время, – признается Инна Сергеевна Старикова, которая приехала встречать внучку Веронику из соседней Владимирской области. – Но помогло постоянноe общение по телефону. У нас даже была организована видеосвязь через Интернет».
Вероника училась в Миннесоте. В местной школе она занималась не только английским, но и японским языком. А жила в простой, очень гостеприимной семье, где хозяйка Патриция много лет назад усыновила русскую девочку Аню из Магнитогорска. Так что у Вероники неожиданно нашлась единственная во всем городке соотечественница. И к концу стажировки они уже стали почти сестрами.
А вот Даша Александрова жила в Индиане, в семье инженеров Сюзаны Стивенс и Чипа Чарлза. Своих детей у них нет. Вместе с Дашей они много путешествовали: от Вашингтона до Лас-Вегаса, от Флориды до Пенсильвании. Сейчас Даша возвращается домой, в Братск. Но она уже знает, что ее новые американские родители обязательно приедут в гости в их сибирский город. Именно общение с Дашей навело их на мысль посетить Россию, о чем раньше Сюзана и Чип никогда и не помышляли.
Где легче и где лучше учиться: в американской или в российской школе? Об этом наверняка еще много раз будут с пристрастием расспрашивать юных участников программы обмена их российские сверстники. Сейчас же путешественники, заметно уставшие после 10-часового перелета, отвечают на этот вопрос Русской службе «Голоса Америки», может, не слишком подробно, но все по-разному.
«В российских школах порядки строже, а учиться сложнее, – сравнивает Вадим Бессонов, живший в городке Тома в штате Висконсин. – Конечно, свободы самовыражения в американских школах больше, но объективно качество нашего российского образования выше».
«Я учился в обычной городской школе в штате Канзас, – делится впечатлениями Булат Салахов из Набережных Челнов. – Школа большая, на три тысячи человек, но условия для учебы, для спорта гораздо лучше, чем у нас. Прекрасно оборудованные аудитории, два спортзала, большой тренажерный зал. Да, планка общей подготовки ниже. Например, уровень алгебры на три класса отстает от нашего. Но зато американские старшеклассники могут сами выбирать для себя учебные предметы. И, соответственно, глубже изучать те дисциплины, которые необходимы для будущей университетской учебы или работы. Это очень правильно, очень практично».
Сопровождала детей в этом трансатлантическом путешествии сотрудник программы обмена будущими лидерами (Future Leaders Exchange) Марина Оелтжен (Левицкая). Своими впечатлениями она тоже поделилась с Русской службой «Голоса Америки»: «Мне очень понравились все эти ребята. Чувствуется, что за год стажировки они стали более взрослыми, более независимыми, более уверенными в себе. Я знаю, что многие из них собираются в будущем стать специалистами в области международных отношений. И тем лучше, что теперь об Америке, о простых американцах они будут судить не только на основании учебников, фильмов или чужих рассказов, но еще и на основании собственного опыта».