Линки доступности

Американский эксперт приветствует расширение контактов с Кубой


Американский эксперт приветствует расширение контактов с Кубой
Американский эксперт приветствует расширение контактов с Кубой
Президент Барак Обама объявил о снятии ограничений, введённых администрацией Джорджа Буша, на денежные переводы и на посещение гражданами США своих родственников на Кубе. Президент Обама также разрешил американским телекоммуникационным компаниям обращаться к кубинским властям за лицензиями на коммерческую деятельность на Кубе. По словам советника президента Дана Рестрепо, «наша позиция заключается в том, чтобы до кубинского народа доходило больше информации». Инициативы администрации Обамы вызвали противоречивую реакцию в США. На Капитолийском холме эти меры в целом были поддержаны, однако конгрессмены, представляющие Флориду, где сосредоточена кубинская диаспора, назвали эти шаги «серьёзной ошибкой».

<!-- IMAGE -->

Интерес к восстановлению своих позиций на Кубе выражает и Россия. В августе прошлого года премьер-министр РФ Владимир Путин сказал: «Нужно восстанавливать позиции и на Кубе, и в других странах». Российские парламентарии говорят о конкуренции с США в странах Латинской Америки и в Карибском регионе. Член Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Николай Тулаев заявил агентству Regions.Ru, что России «следует серьезно изучить доктрину Обамы по возвращению в Латинскую Америку». Тулаев также обратил внимание на то, что «Россия никогда не выступала против снятия Штатами санкций в отношении Кубы». «Наоборот, мы всегда выступали за это. И если Обама на это пойдёт, то наше сотрудничество с Кубой никак не будет ограничено или сужено», - подчеркнул он.

С другой стороны, заместитель председателя Комитета Госдумы по международным делам, член фракции «Единая Россия» Андрей Климов заявил, что Россия ничего не должна противопоставлять росту американского влияния в Карибском бассейне и странах Латинской Америки. «Я бы не стал говорить, что Россия должна что-то противопоставить росту американского влияния на страны латиноамериканского региона. Мы не должны, как в период "холодной войны", делать что-то кому-то в пику. Мы должны делать только то, что выгодно и нужно нам», - заявил депутат.

«Единственное, что Россия могла бы противопоставить сегодняшнему росту американского влияния в Карибском бассейне и странах Латинской Америке - это вменяемую и четкую внешнюю политику, которая, к сожалению, у нас отсутствует», - заявил заместитель председателя Комитета Госдумы по безопасности, заместитель председателя фракции «Справедливая Россия» Геннадий Гудков. Парламентарий отметил, что «у России, как ни у кого другого, есть очень хорошие перспективы сотрудничества с латиноамериканскими странами». «Однако, - заключил Гудков, - при наличии многовекторности и нелогичности в российской политике у нас никогда не будет возможности спокойно жить и сотрудничать с этим регионом. Только благодаря логичной политике РФ сможет сотрудничать со всеми регионами мира, даже с США».

Русская служба «Голоса Америки» попросила прокомментировать инициативы американской администрации Филипа Питерса, вице-президента Института Лексингтона, неправительственной организации в штате Вирджиния, советника Рабочей группы по Кубе в Палате представителей Конгресса США.

Михаил Гуткин: Вы давно уже выступаете за отмену ограничений на связи с Кубой. Какова Ваша реакция на инициативы президента Обамы?

Филип Питерс: Мне кажется, это хороший шаг. Американцы кубинского происхождения должны иметь право ездить на Кубу, помогать своим родственникам. Это – гуманитарный шаг, и с этой точки зрения заслуживает поддержку. Я также думаю, что это очень узкая мера. Я надеюсь, что президент Обама также подумает над тем, какие контакты могут быть налажены между американским и кубинским обществами в целом. По моему, отсутствие контактов привело к тому, что США не имеют влияния на Кубе. Я думаю, что все американцы должны иметь возможность ездить на Кубу. Это будет соответствовать нашим национальным интересам.

М. Г.: Господин Питерс, вы были политическим назначенцем в Госдепартаменте при республиканских президентах Рональде Рейгане и Джордже Буше-старшем. Вы республиканец?

Ф. П.: Да, я республиканец.

М. Г.: Республиканская партия традиционно занимала жёсткую позицию по отношению к Кубе. Сегодня многие ваши однопартийцы, также как и вы, поддерживают инициативы администрации Обамы. Что изменилось в политическом раскладе в США?

Ф. П.: Во внешней политике США Куба всегда стояла особняком. Во многом американская политика по отношению к Кубе диктуется внутриполитическими соображениями (влиянием кубинской диаспоры в Конгрессе). Я не думаю, однако, что поддержка более открытой политики по отношении к Кубе со стороны республиканцев является некоей аномалией. Республиканский президент Джеральд Форд участвовал в разработке Хельсинкских соглашений, которые включали гарантии свободы передвижения между Западом и советским блоком. Республиканский президент Рейган поддерживал культурный обмен и диалог с советскими руководителями. Эти идеи нельзя назвать республиканскими. Они лежат в основе американской внешней политики. Аномалия заключается в том, что мы не использовали эти идеи в отношении Кубы.

М. Г.: Я не хотел сказать, что поддержка более открытой политики по отношению к Кубе республиканцами аномальна. Однако, в прошлом, когда между США и Кубой не было каких-либо контактов, большинство республиканцев поддерживали статус-кво. Сейчас ситуация меняется. Вы полагаете, что это происходит в силу внутриполитических процессов?

Ф. П.: Новая администрация в Вашингтоне готова пересмотреть американскую политику в отношении Кубы, и многие в Конгрессе приветствуют это. Если бы Конгресс попытался пересмотреть эту политику при Джордже Буше, президент наложил бы вето на подобные инициативы. После того, как Обама сменил Буша и дал понять, что готов пересмотреть политику в отношении Кубы, те, кто и прежде был готов к подобной смене курса, заметно активизировались.

М. Г.: Основной аргумент противников послаблений заключается в том, что поездки американцев на Кубу, денежные переводы и коммерческая деятельность пополнят казну режима Кастро и таким образом продлят его существование. Как вы можете ответить на подобные аргументы?

Ф. П.: Нравится нам это или нет, но кубинское правительство не находится на грани коллапса. Это стабильное правительство, которое находится у власти уже 50 лет. Экономика Кубы переживала свои взлеты и падения, хотя, в силу того, что это социалистическая система, падений было больше. В течение этого времени, даже в период наиболее острого экономического кризиса на Кубе в начале 1990-х, американское эмбарго не возымело решающего эффекта на ситуацию, и я не думаю, что мы увидим такой эффект в будущем. Таким образом, блокируя поездки на Кубу и потоки идей и информации, мы сами ограничиваем свое влияние там.

М. Г.: Инициатива президента Обамы предусматривает возможность получения лицензий на коммерческую деятельность на Кубе американскими телекоммуникационными компаниями. Разве это не ставит американские компании в зависимость от кубинского правительства?

Ф. П.: Президент Обама открыл окно возможностей для коммерческой деятельности американских компаний на Кубе. Конечно, американские компании и кубинское правительство должны будут согласовать условия такой работы. Одним из примеров успешного сотрудничества может стать предоставление услуг сотовой телефонной связи. Когда европейцы приезжают на Кубу, их мобильные телефоны там работают, потому что европейские фирмы заключили с кубинской телефонной компанией соглашения о роуминге. Я думаю, что подобные соглашения могут быть подписаны и американскими компаниями. Но вы правы в том, что способность американских компаний вести коммерческую деятельность на Кубе будет зависеть от их способности договориться с кубинским правительством.

М. Г.: Фидель Кастро уже заявил, что инициатива президента Обамы недостаточна, и призвал отменить американское эмбарго. С одной стороны, эмбарго вредит кубинской экономике, но с другой стороны, ограничение информационных потоков соответствует интересам кубинского правительства. Как вы думаете, какова будет реакция кубинского правительства на американские инициативы?

Ф. П.: Я не берусь предсказывать реакцию кубинского правительства. На мой взгляд, реакция Фиделя Кастро была достаточно сдержанной. Он посетовал на то, что в заявлении Обамы не упоминается эмбарго. Пока что, это единственная реакция Гаваны. Опыт свидетельствует, что кубинское правительство разрешает американцам кубинского происхождения посещать страну. Они приветствуют и американских туристов. Мне кажется вполне вероятным, что такая практика будет продолжаться.

М. Г.: Каковы будут дальнейшие шаги администрации Обамы?

Ф. П.: Пресс-секретарь президента сказал, что объявленные на этой неделе инициативы являются первоначальным шагом. Администрация Обамы прежде сообщила, что политика в отношении Кубы в целом будет пересмотрена. Я надеюсь, что администрация предпримет новые шаги в сторону увеличения контактов между американским и кубинским обществами. И, во-вторых, я надеюсь, что будет налажен дипломатический диалог между нашими правительствами.

М. Г.: Если бы вы были советником президента, рекомендовали бы снятие эмбарго?

Ф. П.: Я считаю, что эмбарго было ошибкой. Однако отмена эмбарго в данный момент не реальна. Никто не говорит об этом в Конгрессе. На Капитолийском холме говорят об отмене ограничений на поездки на Кубу. Мне кажется, мы должны сделать для всех американцев то, что мы сделали для американцев кубинского происхождения: разрешить поездки на Кубу. И, как я уже говорил, наладить дипломатический диалог с Кубой. Ни то, ни другое не приведёт к смене режима на Кубе, но, я уверен, будет способствовать усилению американского влияния. Эти шаги дадут американской администрации возможность решить некоторые региональные проблемы, включая вопросы иммиграции, контрабанды наркотиков, защиты окружающей среды. Эти шаги также предоставят нашим дипломатам платформу для обсуждения вопросов соблюдения прав человека и, с другой стороны, выслушать соображения кубинских коллег. Мне кажется, это может привести к положительным результатам.

XS
SM
MD
LG