Линки доступности

«Революции тюльпанов» исполнилось 4 года


Участник «Революции тюльпанов» в марте 2005 года, бывший чрезвычайный и полномочный посол Кыргызстана в Малайзии Равшан Джейенбеков и пострадавший от революции Бактыбек Абдрисаев, профессор истории и политологии Университета Юта Вэлли, посол Кыргызстана в США и Канаде в 1997-2005 годах, специально для «Голоса Америки» подводят итоги 4 лет, прошедших со времени «Революции тюльпанов».

Инна Дубинская: Как вы оцениваете успех реформ в Кыргызстане с 24 марта 2005 года?

Равшан Джейенбеков: Надежды не оправдались. Народ Кыргызстана хотел справедливой власти, но, к сожалению, ни исполнительная, ни законодательная, ни судебная власть не стали лучше. 98 процентов населения не доверяет судьям. В прошлом году по уровню коррупции Кыргызстан оказался на 164 месте в ежегодном списке 188 стран, составленном «Трансперенси Интернешнл». Это то, что касается политики.

Теперь – экономика. Президент Бакиев в два раза увеличил бюджет страны. Это единственное, чем он может похвастаться. И малый, и средний бизнес, и энергетика полностью развалены. Дефицит энергии испытывает даже Бишкек! Цены выросли в 2-3 раза. Так что об успехах говорить не приходится.

Бактыбек Абдрисаев: Я вижу последствия «Революции тюльпанов» в двух аспектах. До 2005 года у Кыргызстана - устойчивый авторитет внутри страны и за ее пределами. Президент Аскар Акаев проводил реформы, которые вызывали беспокойство у соседних стран и заставляли их тоже что-то менять. После революции Кыргызстан мало кто серьезно воспринимает как надежного партнера.

В декабре 2006 года президент Казахстана даже сделал из Кыргызстана страшилку, заявив: « Не будете за меня голосовать, будут жить как в Кыргызстане».

Сейчас кыргызское руководство отнекивается от собственной революции, подчеркивая в отношениях с соседями свою «центрально-азиатскость». Внутри страны укрепляется авторитаризм по образцу российской «вертикали власти». Парламент – карманный. СМИ, которые критиковали Акаева, теперь замалчивают недостатки режима. Оппозиционеров преследуют, избивают и так далее. В целом, в Кыргызстане идет негативный процесс.

И.Д.: Что изменилось в кыргызско-американских отношениях с 2005 года?

Р. Д.: Многие в мире считают, что революцию в Кыргызстане совершили Соединенные Штаты. Это не так. Могу это сказать как активный участник «Революции тюльпанов». США помогли только тем, что поддерживали свободу слова и развитие гражданского общества.

С тех пор в двусторонних отношениях произошли радикальные изменения, но не в лучшую, а в худшую сторону. В начале 2006 года два американских дипломата впервые были выдворены из страны. Это свидетельство, что власти взяли курс на ухудшение отношений с США. По прямому указанию президента было закрыто Радио «Свобода».

Теперь Кыргызстан закрыл американскую авиабазу в Манасе. Кыргызсткие власти не хотят иметь дружественные отношения с США. Президент Бакиев стремится сохранить свою власть, а сделать это он может только благодаря России. Продвижение демократии в Кыргызстане не нравится властям, так как противоречит их личным интересам.

Б. А.: В кыргызско-американских отношениях происходит спад и отчуждение с обеих сторон. В Вашингтоне не поняли, как относиться к своему «гадкому утенку», на которого было положено столько сил и энергии. В Бишкеке, соответственно, тоже не было сделано дружественных шагов.

После 2005 года США смотрят на Кыргызстан с удивлением и настороженностью. Тот процесс, который США поддерживали до революции: реформы, смену режима, - не оправдал их ожидания. В Кыргызстане, в отличие от Украины и Грузии не было нескольких переходов власти. У нас был только один этап, так что ожидать от него много не приходится. Коренные преобразования возможны, только когда сменится несколько поколений лидеров.

XS
SM
MD
LG