Линки доступности

Кризис активизирует рейдерские захваты в российском бизнесе


Национальный антикоррупционный комитет (НАК), группа компаний «Фоэникс» и Центр антикоррупционных исследований и инициатив «Трансперенси Интернэшнл – Р» обнародовали доклад, посвященный проблеме экономического рейдерства в России. Как утверждают авторы доклада, и в частности председатель НАК Кирилл Кабанов, в условиях финансового кризиса резко участились случаи создания новых схем незаконного захвата собственности с участием банков. И тенденция эта может усилиться – с учетом того, что уже к концу года многие небольшие российские банки могут лишиться лицензий, а соответственно сегодня – могут рискнуть преступить закон.

Причина всего этого очевидна – ослабление реального сектора экономики и связанная с этим фактором проблема просроченных задолженностей и неплатежей по кредитам. Дефицит ликвидности у заемщиков и невозможность быстро «перекредитоваться» создают для менеджмента многих банков условия, чтобы «выкрутить заемщикам руки» и провести операции по незаконному (недобросовестному) отъему собственности.

Способов создания искусственной просроченной задолженности предприятий, подчеркивает Кирилл Кабанов, существует не меньше десятка. Среди них – отказ банков в проведении платежей по счету должника под различными предлогами, наложение ареста на счет должника или иное блокирование денежных средств по надуманным причинам, инспирирование проверок правоохранительными, налоговыми, таможенными органами, сговоры с дебиторами и кредиторами должника…

Такие банковские захваты нередко проходят при участии недобросовестных сотрудников спецслужб, милиции, прокуратуры и судей. К сожалению, российская правоприменительная практика такова, признает президент группы компаний «Фоэникс» Светлана Васина, что владельцы бизнеса, подвергшиеся попыткам рейдерского захвата, зачастую сами обращаются не к публичной законной защите, а к коррупционным вариантам «перекупки» пособников рейдерства – госчиновников и силовиков. Образуется замкнутый круг. Если добавить к этому то, что сам факт рейдерства очень трудно доказать, становятся понятны такие цифры: из 40 тысяч случаев недобросовестного отъема собственности за последние годы до суда дошло только 40 дел.

Прибавьте к этому то, что в российском уголовном праве до сих пор нет понятия «рейдерство». Эти случаи рассматриваются формально как споры хозяйствующих субъектов. Вместе с тем президент России Дмитрий Медведев недавно заявил о намерении инициировать внесение в уголовный кодекс дополнительной статьи об ответственности за рейдерство.

Насколько такая формальная мера может быть эффективной? Об этом Русская служба «Голоса Америки» поинтересовалась у председателя НАК Кирилла Кабанова. Как считает этот независимый эксперт, в условиях массового правового нигилизма о реальной борьбе с экономическими преступлениями вообще говорить сложно. Очень непрозрачной остается кредитная система. Нет громких дел об отзыве банковских лицензий, хотя продолжается рост попыток рейдерства при помощи все тех же банков. Растут и объемы отмывания денег через банки. Так, если в 2007 году только в Москве через банковские операции проводилось 100 миллионов «грязных» рублей ежедневно, то в конце 2008 года – уже 250 миллионов рублей. Вместе с тем во время кризиса борьба с коррупцией для общества и для государства приобретает особо важную роль. И здесь необходимо ориентироваться на зарубежный опыт.

«Мне внушает некоторый оптимизм, - резюмировал Кирилл Кабанов, - что на очередные слушания в Совете Федерации – в которых и я участвую – приглашены, например, представители ведущих американских компаний, работающих в России. Им предложено поделиться своим опытом и своим видением борьбы с рейдерством».

XS
SM
MD
LG