Линки доступности

Дело Зубайра Зубайраева


Помочь может только широкая огласка

Международная правозащитная организация «Эмнести Интернейшнл» призывает провести акцию срочной помощи российскому заключенному Зубайру Зубайраеву. По данным организации, он подвергается жестоким избиениям и, возможно, пыткам.

Наталья Прилуцкая, сотрудница Международного секретариата «Эмнести Интернейшнл» в Лондоне сообщила в интервью «Голосу Америки», что в августе 2007 года Зубайраева приговорили к 5 годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии строгого режима и направили в колонию ЯР-154/25 в городе Фролово Волгоградской области.

Из источников, близких к Зубайраеву, «Эмнести Интернейшнл» стало известно, что в колонии его пытали, в том числе электрошоком, избивали пластмассовыми бутылками с водой, а также дубинками и прикладами. После того, как заключенный терял сознание, надзиратели приводили его в чувство и снова били. Врачебной помощи ему не оказывали, медицинского освидетельствования не проводили.

Зубайр Зубайраев неоднократно жаловался на жестокое обращение и на пытки. Его перевели в волгоградскую колонию №9, а в феврале 2008 года – в лечебно-исправительное учреждение ЛИУ-15 в Волгограде. Однако сообщается, что побои и жестокое обращение с Зубайром не прекратились.

Московская правозащитница Елена Санникова сказала в интервью «Голосу Америки», что до ареста, точнее до исчезновения, Зубайр Зубайраев был здоровым парнем, теперь, а ему немногим более 30 лет, он, практически, – инвалид.

Санникова рассказала, что Зубайр родился и вырос в селе Толстой-Юрт, недалеко от Грозного. В 14 лет лишился отца. Оказавшись единственным мужчиной в семье, почувствовал себя в ответе за мать и пять сестер, как мог, содержал семью. Никогда не прикасался к оружию, но во время второй чеченской войны укрывал у себя в доме беженцев из Грозного – и чеченцев, и русских. Члены его семьи принимали участие в антивоенных акциях и пикетах.

Эти два фактора – участие в пикетах и помощь беженцам, по мнению Санниковой, оказались решающими – Зубайра внесли в «черные списки». Тогда семья настояла на том, чтобы он скрылся.

В 2004 году вместе с женой Мадиной он уехал в Австрию, к родственникам. В Вене у Зубайра и Мадины родился сын. Но прожили они за границей меньше года, пришлось вернуться домой и заняться лечением матери, у которой обнаружилось тяжелое заболевание.

23 февраля 2007 года Зубайр пропал без вести. После 3 месяцев неизвестности, рассказывает правозащитница, сестры нашли его в следственном изоляторе Грозного. В начале июня добились свидания. Зубайр признался, что не вынес жестоких пыток и оговорил себя. Верховный суд Чеченской Республики приговорил его к 5 годам заключения по обвинению в посягательстве на жизнь сотрудника правоохранительных органов и хранении оружия.

Российские правозащитники считают, что дело Зубайраева нуждается в пересмотре, а сам он должен быть немедленно переведен либо в гражданскую клинику, либо в тюремную больницу имени Гааза в Петербурге. Ему необходимо пройти серьезное обследование у специалистов. Заключенному Зубайру Зубайраеву должны быть обеспечены положенные по закону: лечение, передачи, свидания с родными. И самое главное, ему должны быть обеспечены условия содержания, отвечающие требованиям российского законодательства, – подчеркивают активисты правозащитного движения.

Однако прокуратура Волгоградской области представляет иную версию событий. Российские СМИ цитируют прокурора Волгоградской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Виктора Гнидина, который заявил следующее: «Мы проверяли изложенные в заявлениях факты. Выяснилось, что все телесные повреждения получены Зубайраевым либо в конфликтах с другими осужденными, либо в результате членовредительства. Имеются свидетельские показания, что он, желая добиться нужного ему эффекта, бился головой и коленями об стену, а потом специально присыпал раны солью».

Тем не менее, российские и международные правозащитники делают все возможное, чтобы привлечь к делу Зубайраева внимание общественности в России и за ее пределами. Они добиваются независимого рассмотрения сложившейся ситуации, включая независимую медицинскую экспертизу.

XS
SM
MD
LG