Художники быстро и чутко реагируют на изменения в обществе, а потому иначе и быть не могло: на прошедшей в Нью-Йорке масштабной ежегодной ярмарке современного искусства Armory Show признаки финансового кризиса были налицо: от высеченной в мраморе фразы «Ни у кого нет денег» до лозунгов «Всё на продажу» и «Плати полцены», до неоновой надписи «Капитализм убивает». Некоторые крупные галереи, традиционно участвующие в Armory Show, в этом году представлены не были.
Директор Armory Show Кателин Де Бэккер признаёт, что объём продаж сократился, но не теряет при этом оптимизм: «Кое-что продаётся, но гораздо меньше, чем в прошлые годы. Владельцы галерей не связывали больших надежд с этой ярмаркой, и теперь они приятно удивлены. Это хорошо!».
Для тех, у кого резкие колебания биржевых индексов вызывают головокружение и другие симптомы, художница Кристин Хилл открыла аптеку, где за небольшую плату она вас лично успокоит. Эта инсталляция лишний раз доказывает, что разграничение между современным искусством и коммерцией носит весьма условный характер.
Среди коллекционеров, которые продолжают покупать, несмотря на кризис, называют Дона Рубелла из Майами и Жанну Буллок, торгующую недвижимостью в Москве и в Нью-Йорке.
Представитель престижной галереи Cheim & Read, которой удалось продать скульптуру за миллион долларов, Адам Шеффер считает, что всё не так плохо: «Все крупные коллекционеры здесь. Даже если они ничего не покупают, они всё равно пришли посмотреть. И это вселяет надежду».
Посмотреть тут есть на что. Работы актуальных художников вызывают живой интерес у посетителей от мала до велика. Вычленить из всего этого многообразия какой-то доминирующий стиль невозможно, хотя Адам Шеффер утверждает, что в моду возвращается абстракция:
«Сейчас люди озабочены, они нервничают. В этот момент их не интересуют конфронтационное искусство, которое заставляет их реагировать определённым образом. Они предпочитают абстрактные работы, которые позволяют найти духовное начало в искусстве и не требуют конкретной эмоциональной реакции. Это то, что я заметил».
С точки зрения тематики, помимо финансового кризиса выделяются почему-то самолёты, портреты поп-звёзд, и ссылки на президентские выборы в США. Один из портретов Барака Обамы, привлёкший внимание публики, выполнен из употребляемых на завтрак глазированных хлопьев froot loops. Лозунг предвыборной кампании Обамы использовал в своём портрете Владимира Путина и российский художник Сергей Братков. Предположение о том, что его работа – призыв к смене режима, Сергей отвергает: «Нет, ну как можно от любимого режима куда-то уйти? Это призыв ко всем измениться… в лучшую сторону».
Портрет Путина работы Сергея Браткова был представлен в Нью-Йорке московской галереей Regina и продан за 10,000 долларов. Владелец галереи Владимир Овчаренко своим участием в ярмарке остался доволен: ему удалось продать также работу французской художницы Клэр Фонтэйн «Капитализм убивает» за $18,000.
В том, что такой лозунг был продан на рынке искусства, Владимир не видит противоречий: «У кого-то такие провокационные вещи вызывают отторжение, а для другого – наоборот, это – то, что надо. Это всегда интересно. Мы нашли коллекционера для этой работы. Конечно, ярмарка – это всегда рыночное событие, и каждая галерея показывает совершенно разные работы – на разного любителя, на разный вкус. Сейчас не все находят своего любителя, но стараются».
В этом году на Armory Show была представлена также галерея «Айдан» из Москвы. Айдан Салахова показала инсталляцию Ани Желудь «Гинекологический кабинет», представляющую собой трёхмерные рисунки металлом в пространстве.
В интервью Русской службе «Голоса Америки» Айдан посетовала на то, что галереи из России участвуют в крупнейшей ярмарке искусств в Нью-Йорке впервые за последние четыре года: «До этого все подавали заявки и всем отказывали, что, мы считали, было не очень политически корректно».
Хотя все участвующие в ярмарке галереи платят за эту привилегию, они также проходят тщательный отбор, подчёркивает директор Armory Show Кателин Де Бэккер: «Наш отборочный комитет в первую очередь смотрит на качество работ, которые галерея собирается привезти. Их в последнюю очередь интересует, где расположена та или иная галерея. Никто никогда не говорил, давайте не будем приглашать русские галереи».
Со своей стороны, Сергей Братков признаёт, что интерес к русскому искусству в Америке не слишком высок: «Я не первый раз в Америке, и я убеждаюсь, что русское искусство не особенно интересно местной публике – это надо признать. Мы видим, что многие, особенно специалисты, проходят мимо, а обычным людям интересно посмотреть. Так что, на уровне человеческого общения это прекрасно».
Айдан Салахова тоже не жалеет, что приехала в Нью-Йорк – на выставке завязалось много полезных контактов. А к финансовому кризису она, как и другие галеристы и художники, относится философски – в конце концов, рынок рынку рознь: «В любом случае, искусство приятнее покупать, чем акции, потому что даже если всё развалится, у вас хоть произведение искусства на стене останется и будем вам доставлять эмоциональное удовольствие».
Владельцам 243-х галерей из 55 стран мира, представленных в этом году на Armory Show, остаётся надеяться, что к этому совету Айдан прислушаются коллекционеры и прочие состоятельные любители искусства.