Линки доступности

В 2008 году экстремисты активизировались в США и в России


В феврале, почти одновременно, неправительственные правозащитные организации в Соединённых Штатах и в России опубликовали доклады о деятельности экстремистских организаций в обеих странах. И американские, и российские правозащитники зафиксировали рост активности экстремистских группировок в США и в России.

По данным базирующегося в Алабаме Южного центра по борьбе с бедностью (Southern Poverty Law Center) – ведущей организации, отслеживающей деятельность экстремистских группировок в США – лишь в течение 2008 года в Соединённых Штатах появились 38 новых таких группировок, а их общее число достигло 926-и. Среди них – организации белых националистов, неонацистов, бритоголовых, Ку-клукс-клан, а также негритянские сепаратисты. При этом членство в Ку-клукс-клане и в группировках бритоголовых выросло, в то время как число неонацистов несколько сократилось.

Южный центр по борьбе с бедностью считает, что резкий спад экономики и избрание первого чернокожего президента способствовали росту расистских и ксенофобских настроений. Так, вечером 4 ноября 2008 года, когда было объявлено о победе Барака Обамы на президентских выборах, группа белых мужчин совершила несколько нападений на афро-американцев и испаноязычых в нью-йоркском районе Стэйтен-Айленд. Один из пострадавших позднее скончался от полученных увечий. Полиция арестовала троих злоумышленников, один из которых уже признал себя виновным.

С 2000 года рост группировок, исповедывающих ненависть на расовой, этнической или религиозной почве, составил в США 54 процента. По словам сотрудника Центра Марка Потока, в течение последних 7-8 лет этот рост был связан в основном с притоком в страну иммигрантов. «Эти группировки бьют в барабаны, утверждая, что цветные иммигранты из Мексики и Центральной Америки наводнили страну с тем, чтобы уничтожить американскую культуру, - говорит Поток. – Они успешно используют этот вопрос для привлечения новых сторонников».

Нагнетание антимигрантской, а иногда и открыто расисткой истерии, является также одним из главных направлений деятельности ультраправых группировок в России. На это обращает внимание Галина Кожевникова в докладе «Радикальный национализм в России и противодействие ему в 2008 году», опубликованном московским исследовательским центром СОВА. В докладе говорится, что минувший год «стал одним из наиболее насыщенных событиями в сфере проявлений радикального национализма и противодействия ему» в России.

В 2008 году в России в результате насилия, мотивированного расизмом и ксенофобией, погибли, по крайней мере, 97 человек, преимущественно выходцы из Центральной Азии и «лица кавказской национальности». Всего нападениям со стороны экстремистов подверглись 525 человек. Ультраправые группировки в России всё чаще применяют взрывчатку и огнестрельное оружие, прибегают к поджогам и взрывам, используют «различные провокации для нагнетания ксенофобной истерии в обществе и провоцирования дискриминационных действий властей», говорится в докладе центра СОВА.

Вечером 21 февраля группа неонацистов угрожала Александру Верховскому, директору центра СОВА, явившись к нему домой. Это был уже не первый подобный случай. Имя Верховского внесено в список «врагов русского народа», который циркулирует на националистических интернет-страницах. В связи с этими угрозами базирующаяся в Нью-Йорке правозащитная организация Human Rights Watch призвала российские правоохранительные органы провести расследование деятельности неонацистских группировок и привлечь виновных к ответственности.

В интервью Русской службе "Голоса Америки" сотрудница Human Rights Watch Рэчел Дэнбер сказала, что российские власти не принимают достаточных мер по борьбе с неонацистами и другими экстремистами. «Проблема насилия и угроз насилия со стороны ультранационалистов настолько серьёзна, что действия российских властей нельзя считать адекватными, - сказала она. – До тех пор, пока российское правительство не продемонстрирует подлинную волю и не создаст эффективные механизмы для борьбы с ультранационалистическими группировками, эта угроза будет только расти».

В докладе центра СОВА констатируется «качественное и количественное улучшение уголовного преследования насильственных преступлений и стремительный рост уголовного преследования за ксенофобную пропаганду». Однако, этот прирост, по мнению правозащитников, «всё равно катастрофически отстаёт от масштабов противозаконной активности ультраправых и пока явно не способен заметным образом на эту активность повлиять».

На прошлой неделе в Санкт-Петербурге начался процесс над так называемой «бандой Боровикова – Воеводина», члены которой обвиняются в нападениях на кавказцев, азиатов и африканцев, а также в убийстве известного петербургского этнолога и антифашиста Николая Гиренко. Рэчел Дэнбер из Human Rights Watch признаёт, что наиболее сенсационные дела в России доводятся до суда, но добавляет, что российское правительство должно более активно пропагандировать идеи толерантности. «Необходимо не только привлекать к ответственности виновных, - говорит она, - но и объяснять обществу, почему расизм и ксенофобия неприемлемы».

В отличие от России, в Соединённых Штатах члены экстремистских группировок редко прибегают к насилию. По данным ФБР, в 2007 году в США было совершено 7,624 преступлений на почве ненависти. Эта цифра включает 9 убийств и 2 изнасилования, остальные были актами вандализма или другими действиями, не повлёкшими телесных повреждений. «95 процентов этих преступлений совершаются лицами, не являющимися членами организованных политических группировок», - отмечает Марк Поток из Южного центра по борьбе с бедностью.

В то же время, Поток констатирует, что в последнее время нападениям на почве ненависти всё чаще подвергаются выходцы из Латинской Америки. По его мнению, частичную ответственность за это несут средства массовой информации. «Мы нередко видим, как расистские идеи или конспирологические теории зарождаются в маргинальных группировках и быстро распространяются в обществе с помощью кабельного телевидения и отдельных радио-ведущих, и даже иногда с помощью некоторых конгрессменов, - говорит Поток. – Возьмите, например, слухи о том, что Мексика секретно планирует отторгнуть юго-западные штаты США и присоединить их к своей территории. Эта идея родилась в крошечной расистской группировке под названием «Американские пограничники» в Аризоне. Она была подхвачена более широким анти-иммиграционным движением и вскоре растиражирована кабельным телевидением и отдельными радиокомментаторами».

Марк Поток отмечает, что рост экстремистских настроений отмечается одновременно и в Европе. Он считает, что это – реакция на политическую и экономическую глобализацию и сопутствующее ей усиление миграционных потоков. «Демография стран, которые прежде были весьма однородными, сегодня быстро меняется, - говорит Поток. – Я также думаю, что экономические последствия глобализации негативно сказываются на определённых группах населения. Чаще всего, это рабочий класс. Это также способствует росту популярности экстремистских группировок».

Поток отмечает, что в последние годы американские расисты налаживают сотрудничество со своими единомышленниками в России. «Они более не видят в лице России коммунистического врага, - сказал он в интервью Русской службе Голоса Америки. – Вместо этого они видят Россию как одну из немногих в мире «белых» стран. Известный американский неонацист Давид Дюк неоднократно бывал в России, где он успешно продаёт свою книгу «Еврейский вопрос глазами американца» и встречался с такими политиками, как Жириновский. Нам известно, что Дюк даже купил квартиру в Москве. Кстати, сейчас там временно проживает другой известный американский расист. Дюк также часто бывает в Украине, где он получил докторскую степень через Межрегиональную академию управления персоналом, известную своей антисемитской направленностью».

Не смотря на определённые параллели между Россией и США в этом вопросе, не следует ставить знак равенства между двумя странами. Дело не только в том, что число жертв насилия на почве ненависти гораздо выше в России, но и в том, что там экстремистская идеология пользуется гораздо большей популярностью. Давно уже прошли времена, когда Ку-Клукс-Клан устраивал многотысячные парады в Вашингтоне. Сегодня попытки экстремистских группировок провести манифестации в американских городах неизбежно привлекают больше противников, которые устраивают контр-демонстрации, чем сторонников. В то же время, Русские марши в Москве собирают сотни или больше участников.

Ещё одно существенное различие – в реакции властей и правоохранительных органов. Правозащитники, в целом, считают реакцию властей в России неадекватной, но дают положительные оценки действиям правоохранительных органов в США. «Так было не всегда, - замечает Марк Поток. – После того, как взрыв федерального здания в Оклахома-Сити в 1995 году унёс 168 жизней, американские правоохранительные органы осознали, что не все террористы – иностранцы. Они поняли, что в нашей стране существует сильное экстремистское движение, способное убивать людей и осуществлять теракты. С тех пор принимаются адекватные меры по отражению этой угрозы».

Поток отмечает, что в США экстремистские группировки, не смотря на их рост, всё же остаются маргинальным явлением. Он не считает возможным существенное усиление их роли в обществе. Ситуация в России у Потока вызывает большее беспокойство. «Особые опасения вызывает движение скинхедов, - говорит он. – Я также думаю, что во многих случаях экстремисты в России пользуются покровительством отдельных политических деятелей. В США мы ничего подобного не наблюдаем. В этой связи я опасаюсь усиления радикальных националистических тенденций в России».


XS
SM
MD
LG