Линки доступности

США нуждаются в реформе системы обеспечения национальной безопасности


В 2008 году по решению Конгресса и при поддержке тогдашней администрации в США была создана независимая комиссия в составе 22 экспертов, получившая название «Проект по реформе системы национальной безопасности». Необходимость непредвзятого анализа механизмов принятия решения в этой жизненно важной для страны сфере, эффективности работы государственного аппарата, отвечающего за претворение этих решений в жизнь, назрела давно, и трагические события 11 сентября 2001 г., а затем и проблемы ликвидации последствий урагана «Катрина» сделали её еще более насущной.

Под стать важности проблемы оказался состав экспертного совета «Проекта». В совет вошли такие авторитетные в США политики, военные, дипломаты и аналитики, как экс-спикер Палаты представителей американского конгресса Ньют Гингрич, бывший представитель США при ООН и посол в России Томас Пикеринг, бывший советник президента по национальной безопасности Брент Скоукрофт, бывший заместитель директора ЦРУ Джон Маклафлин, президент фонда Карнеги за международный мир Джессика Т. Мэттьюз, бывший командующий войсками НАТО в Европе генерал Уэсли Кларк.

Однако особую значимость выводам членов «Проекта по реформе системы национальной безопасности» придает то обстоятельство, что с самого начала в неё входили генерал Джеймс Джонс и адмирал Деннис Блэр, которых Барак Обама назначил на ответственные посты в своей администрации.

Генерал Джеймс является сегодня помощником президента по национальной безопасности, а адмирал Блэр – директором национальной разведки, поэтому претворять в жизнь предложенные реформы придется им самим.

Каковы главные выводы экспертного совета? Об этом рассказали побывавшие на «Голосе Америки» исполнительный директор проекта Джеймс Локер, и бывший высокопоставленный дипломат Томас Пикеринг.

Сама структура аппарата национальной безопасности в США не соответствует вызовам сегодняшнего дня, заявили они. Институт советника по национальной безопасности был учрежден в 1947 году, и в его распоряжении имеется лишь небольшой штат сотрудников. За прошедшие более чем 60 лет мир радикально изменился, угроза национальной безопасности США сегодня имеет не только военно-дипломатическое измерение, но и экономическую, финансовую, информационную и экологическую составляющие. Однако это почти никак не отразилось на аппарате, которому поручено реагировать на ситуацию –заявил Джеймс Локер.

Поэтому, подчеркнул он, одним из первоочередных шагов в реформе всей системы обеспечения национальной безопасности США должно стать создание специального органа в администрации президента, во главе которого будет стоять советник по национальной безопасности, наделенный намного более широкими полномочиями и эффективным аппаратом сотрудников. Новый орган будет отвечать за стратегическое планирование и координацию деятельности не только всех «силовых ведомств» - обороны и разведки, но и внешней политики, в том числе - в сфере оказания международной помощи, которой сегодня занимаются 22 ведомства, а также в других жизненно-важных для безопасности страны областях.

Финансово- экономические проблемы, сфера информации и охраны окружающей среды сегодня являются неотъемлемой частью глобального контекста угроз национальной безопасности США – подчеркнул выступивший перед журналистами «Голоса Америки» Томас Пикеринг. Преодолению этой «чересполосицы» и узковедомственных подходов и должна быть посвящена реформа всей архитектуры национальной безопасности, отметил он.

Безусловно, всех собравшихся в зале брифингов «Голоса Америки» журналистов больше всего интересовало то, как может сказаться предлагаемая реформа на конкретных проблемах, фигурирующих в двусторонней повестке дня – будь то иранская ядерная программа, ситуация в Афганистане и Южной Азии в целом, американо-китайских отношениях.

С учетом того, что Томас Пикеринг занимал должность главы американской дипломатической миссии в Москве в один из ключевых периодов американо-российских отношений - в 1993 – 1996 годах, уместным было поинтересоваться его мнением насчет того, чего следует ожидать на этом направлении.

Бывший посол США в Российской Федерации был откровенен:

«Если уж у нас и были допущены промахи в отношении России, то я должен взять часть ответственности на себя. Хочу быть самокритичным, что обычно нелегко дается дипломатам. Что касается России, у нас раньше действовала достаточно эффективная схема, кстати, хорошо приспособленная для решения конкретных задач. В то время у нас была команда, которая плотно работала рука об руку со Стробом Талботом, который сначала был послом по особым поручениям, а затем заместителем Госсекретаря, поэтому мы в определенной степени были готовы к некоторым событиям в России, хотя некоторые все же пропустили. Но, я думаю, не должно быть никаких сомнений, что у нас это получалось тогда намного лучше, чем при старой системе, когда российскими проблемами занимались разные ведомства, каждое на своем уровне.

Среди ценных наработок того времени, близких к тому, что мы предлагаем сегодня – это комиссия «Гор- Черномырдин», которая занималась всем спектром американо-российских отношений, и которая позволяла сторонам не только озвучивать имеющиеся проблемы, но и контролировать ход их решения. Были, правда, недостатки и у этой комиссии. Она была слишком закрытой для альтернативных мнений, в её работе было много формализма.

А вот где мы допустили ошибки, так это из-за нашей неспособности предвидеть серьезные изъяны в российской экономике, вызванные реформами, а также наша неспособность оценить ту огромную роль, которую играет в этом коррупция. Мы не осознали, что после падения коммунизма Россия не просто вернулась в какое-то исходное капиталистическое состояние, а стала страной, в которой на смену старым запретам пришла полная вседозволенность».



XS
SM
MD
LG