Линки доступности

Предстоящие выборы в Иране – ожидание перемен


Иран остается острой темой для обсуждения в политических и аналитических кругах. Нет единого мнения, как нет и единых рецептов по разрешению проблем, связанных с Ираном. Несмотря на заявления президента Обамы о готовности США начать прямой диалог с Тегераном, американская администрация пока еще не огласила концептуальные положения политики по Ирану.

В четверг на открытом заседании Совета безопасности постоянный представитель США при ООН Сюзан Райс заявила, что Иран поддерживает терроризм и по-прежнему стремится к тому, чтобы завладеть ядерным оружием. Это заявление внесло определенную сумятицу в иностранные СМИ, которые поспешили поставить под сомнение истинные стремления новой администрации.

На нынешней неделе бывший посол США на Ближнем Востоке Деннис Росс был назначен специальным советником госсекретаря по странам Юго-Западной Азии и Персидского залива. Еще в прошлом году в докладе «Иран: оценка стратегических вариантов США» Росс писал о необходимости возобновления диалога с Тегераном без выдвижения предварительных условий. «Ирану для этого, например, не придется приостанавливать свою программу по обогащению урана. Однако чтобы Иран не подумал, что это признак нашей слабости, давление на него должно быть сохранено», - считает Деннис Росс.

В последнем отчете исследовательского центра при Конгрессе США, озаглавленном «Иран: озабоченность США и ответная политика», мнения американских экспертов по иранской политике сходятся в том, что существующее более 28 лет недоверие и неприязнь между США и Ираном невозможно будет преодолеть так быстро, даже несмотря на то, что президент Обама выступил за открытый диалог с иранским руководством.

В отчете приводятся мнения большого числа экспертов, которые считают, что практически все политические фракции в Иране объединены единой идеей обеспечения национальной безопасности страны. Поэтому даже если договоренность по иранской ядерной программе будет достигнута, улучшений в американо-иранских отношениях не следует ждать до тех пор, пока существующий радикальный режим не будет смещен, либо не трансформируется в умеренно исламский.

Более того, аналитики полагают, что Иран, окруженный странами с явно проамериканскими настроениями, опасается того, что по его территории может быть нанесен превентивный удар. Такие опасения на самом деле удваивают усилия Ирана по созданию ядерного оружия и противостоянию США.

Заместитель директора Института Ближнего Востока Патрик Клосон в интервью газете «Вашингтон Таймс» отметил: «В Иране все решения принимает не президент, а духовный лидер аятолла Али Хаменеи. Таким образом, США должны найти способ вступить в диалог с именно с ним».

Выборы в Иране назначены на июнь текущего года. Кто придет к власти, остается вопросом. Махмуд Ахмадинеджад заявил о намерении вновь баллотироваться на пост президента. Бывший президент Ирана (1997-2001 гг.) Мохаммед Хатами, лидер реформистской фракции в парламенте и соперник Махмуда Ахмадинеджада, сделал заявление о своем участии в выборах.

В интервью газете «Крисчен Сайенс Монитор» иранский активист Иса Сахаркиз подчеркнул:

«В Иране знают, что Мохаммед Хатами не получил благословения верховного духовного лидера Ирана на участие в выборах, поэтому его решение участвовать в гонке – это проявление силы». По сообщению Ассошиэйтед Пресс, оппозиционные сайты, поддерживающие Хатами, на днях были блокированы иранскими властями.

Другой кандидат, также из плеяды консерваторов, - спикер парламента Али Лариджани – может получить одобрение на участие в выборах от Аятоллы. И, как отмечает журнал «Экономист», несмотря на консервативные взгляды, он отличается умением принимать прагматичные решения и находить компромисс во имя «защиты дела революции».

Тем временем, во внешнеполитической деятельности Ирана наблюдается определенная активность. Так, министр иностранных дел Италии Франко Фраттини приглашен в Тегеран для обсуждения вопросов региональной безопасности и ситуации в Афганистане. Экс-канцлер Германии Герхард Шредер побывал в Иране с четырехдневным визитом. Он стал первым крупным деятелем Запада, приехавшим в Иран после объявления американской администрации о готовности вести прямой диалог с иранским руководством.

Какие шаги предпримет американская администрация? Пока не ясно. Некоторые американские эксперты считают, что, скорее всего, она займет выжидательную политику до тех пор, пока не определится новый лидер Ирана.

XS
SM
MD
LG