Линки доступности

«Небоевые» потери в России – от 2,5 до 3 тысяч призывников в год


Традиционно накануне российского Дня защитника Отечества Вероника Марченко, председатель правлении фонда «Право матери», отстаивающего интересы родителей погибших военнослужащих, проводит встречи с журналистами. И, к сожалению, у этих встреч всегда печальный информационный повод.

Ежегодно в российских вооруженных силах и других силовых структурах даже в мирной обстановке гибнет больше военнослужащих, чем теряют за такое же время войска США и их союзники, воюя в Ираке. Средняя цифра таких «небоевых» потерь в России составляет от 2,5 до 3 тысяч человек в год. Их главная причина (36% обращений родителей в фонд «Право матери») – самоубийства. Впрочем, правозащитница Вероника Марченко считает, что во многих случаях правильнее было бы говорить о «доведении до самоубийства» солдат, ставших объектом глумлений, издевательств и рэкета.

В последние 5-7 лет процесс «коммерциализации» воинских коллективов принял массовый характер. И зачастую новобранец, да и не только он, рассматривается старшими начальниками как средство получения новых денежных доходов. Расценки составляются «на каждый вздох». Вымогательство становится одной из ведущих, по мнению руководителя фонда «Право матери», причин гибели военнослужащих срочной службы.

К этому следует добавить безответственность, а зачастую укрывательство преступлений со стороны некоторых командиров, а также некомпетентность представителей правоохранительных органов, проводящих дознание и следствие. К примеру, 7% родителей, обратившихся в фонд за правовой помощью, вообще не имели информации (!) о причине гибели своих сыновей на военной службе.

Вот почему российские правозащитники, опираясь на европейский опыт, сейчас разработали законопроект о негосударственной независимой экспертной деятельности. Этот документ регламентирует порядок проведения независимых судебно-медицинских и психолого-психиатрических экспертиз, в частности – по каждому случаю гибели военнослужащих.

Одно из главных направлений деятельности фонда «Право матери» – участие в судебных процессах. Только в прошлом году правозащитники участвовали в 132 судебных процессах, в 220 судебных заседаниях, которые проходили в 56 российских городах. Они оказали бесплатную и что очень важно – квалифицированную юридическую помощь 5788 семьям погибших военнослужащих. За каждым таким случаем – трагедия конкретных россиян. Но есть примеры, которые выходят за рамки одного уголовного дела. Об одном из них рассказала сегодня на пресс-конференции Вероника Марченко.

Так, Следственный комитет при Генеральной прокуратуре РФ возбудил уголовное дело по факту мошенничества и злоупотребления служебным положением генералом Валерием Знахурко. Этот бывший снабженец главного ракетно-артиллерийского управления МО РФ еще в 1999-м году пролоббировал закупку у фирмы «Артесс» 14 тысяч бронежилетов на сумму 203 миллиона рублей. Большая часть этих денег – 93 миллиона якобы вернулась обратно генералу уже в качестве «благодарности». Как выяснило следствие, бронежилеты оказались фальшивые. Они в нарушение технических характеристик не удерживали пуль и осколков. В 2005-м году половина некачественных изделий была изъята со складов. Но другая половина – массово использовалась во время второй Чеченской войны.

Сейчас можно только строить догадки, к каким неоправданным людским потерям это привело. По словам Вероники Марченко, сегодня российское государство более озабочено фактом воровства у него бюджетных денег, чем неоправданной гибелью собственных служивых людей. Однако сейчас в этом уголовном деле, похоже, появляется, первая – и, видимо, далеко не единственная потенциальная потерпевшая – мать погибшего в Дагестане во время нападения боевиков солдата Рустама Хайдарова. Он получил смертельное ранение от пули, которая как раз попала в промежуток между пластинами бронежилета. Фонд «Право матери» сегодня намерен добиваться, чтобы дело о фальшивых бронежилетах, которое уже передано в Московский военный суд, стало предметом открытого разбирательства.

Увы, это не единственный пример, когда в российском оборонном ведомстве делается бизнес на крови собственных солдат, а общественность вводится в заблуждение. Десять дней назад главное управление воспитательной работы МО РФ распространило информацию о том, что родители всех погибших в Южной Осетии военнослужащих получили дополнительную компенсацию эквивалентную сумме в 100 тысяч долларов. Якобы эти деньги уже переведены на персональные банковские счета. Однако, как заявила на пресс-конференции Вероника Марченко, многочисленные заявления в их фонд от родителей погибших солдат свидетельствуют: никаких денег они до сих пор не получали. Вразумительное объяснение этому Минобороны пока не дает…

Вот почему 23 февраля, в нынешний национальный праздник – который по большому счету является одним из символов уничтожения старой российской государственности и установления в стране коммунистического тоталитарного режима – фонд «Право матери» планирует отметить как День Памяти и Скорби по всем погибшим в армии. Фонд проведет панихиду в одном из московских православных храмов и пригласит туда родителей, чьи дети погибли на военной службе. В интервью Русской службе «Голоса Америки» Вероника Марченко, номинант международной премии «Woman of Courage», так объяснила смысл этой акции:

«Представьте, в этот день будет много праздничных концертов, тостов, славословия… А кто по-человечески поддержит матерей, отцов, чьи сыновья в этой же армии и зачастую в самой мирной обстановке стали жертвами преступлений?»

XS
SM
MD
LG