Линки доступности

Катастрофа в космосе


Американские и российские официальные лица обменялись резкими замечаниями по поводу того, кто несет ответственность за столкновение в минувший вторник двух спутников, что привело к выбросу в космическое пространство тучи металлических обломков, несущих угрозу другим непилотируемым летательным аппаратам.

Списанный российский спутник, в свое время предназначенный для военных нужд, и действующий американский спутник, относящийся к системе “Иридиум” (обслуживающей и гражданские проекты, и проекты министерства обороны), столкнулись над Сибирью – на высоте 800 километров.

Известный российский специалист по космическим проблемам возложил ответственность за инцидент на сотрудников НАСА, не предупредивших вовремя о возможности столкновения. Однако, по мнению американской стороны, подобные упреки несправедливы.

«На орбите летает так много объектов, причем траектории их пересекаются, так что подобного случая следовало ожидать»,- считает директор программы НАСА по борьбе с «орбитальным мусором» Николас Джонсон.

Игорь Лисов – известный российский специалист в области космических исследований – заявил в минувший четверг, что не понимает, почему сотрудники НАСА не сумели предотвратить столкновение, коль скоро система “Иридиум” находилась в рабочем состоянии и, следовательно, траекторию спутника можно было скорректировать.

Это находится, однако, в компетенции так называемой сети по наблюдению за космическим пространством, созданной при поддержке НАСА и являющейся структурным подразделением Министерства обороны.

На околоземной орбите находится 18 тысяч объектов, принадлежащих вооруженным силам США. Однако наблюдение осуществляется лишь за некоторыми из них, и, по словам пресс-секретаря Стратегического командования США майора Регины Винчестер, причина тому – нехватка ресурсов.

Как сказала пресс-секретарь программы «Иридиум» Элизабет Мейлэндер, в случае получения точного предупреждения существует техническая возможность изменить траекторию любого из 65 спутников, принадлежащих компании «Иридиум».

В минувший вторник такого предупреждения не поступало, подчеркнула Элизабет Мейлэндер.

Впрочем, компании никогда еще не приходилось менять траекторию спутника – поскольку получаемые ей предупреждения никогда не бывают достаточно точными. Кроме того, спутников слишком много, чтобы их траектории можно было менять постоянно, - заявила пресс-секретарь.

Никто не располагает информацией о количестве обломков, на которые раскололись два столкнувшихся летательных аппарата. Однако, по словам начальника штаба космических войск РФ генерал-майора Александра Якушкина, осколки зафиксированы на высоте от 500 до 1300 километров над поверхностью Земли.

На следующей неделе в Вене состоится встреча экспертов, в задачу которых входит разработка мер по предотвращению подобных инцидентов в будущем. Об этом сообщил директор программы НАСА по борьбе с «орбитальным мусором» Николас Джонсон.

Основная задача сети наблюдения за космическим пространством министерства обороны США – защита астронавтов и, в частности, предупреждение их в случае возникновения опасности для международной орбитальной станции или пилотируемого космического корабля.

Кроме того, в компетенцию сети входит предупреждение НАСА, касающееся приблизительно десятка спутников, траекторию которых можно изменить, - отметил Николас Джонсон.

На орбите находится от 800 до 1000 работающих спутников и около 17 000 обломков, а также «мертвых» спутников, подобных тому, что столкнулся с американским спутником в минувший вторник. Эти последние контролировать невозможно, - подчеркнул Николас Джонсон.

У американской сети слежения нет ресурсов, которые позволили бы посылать предупреждения операторам всех спутников, отмечают Николас Джонсон и Регина Винчестер.

По словам Игоря Лисова, осколки могут представлять опасность для большого количества спутников, ведущих наблюдения за поверхностью Земли и метеорологические исследования.

Как американские, так и российские специалисты ведут наблюдение за осколками, скорость передвижения которых составляет примерно 200 метров в секунду.

По оценкам НАСА, на выяснение подлинных масштабов катастрофы уйдет несколько недель, однако и американские, и российские эксперты, полагают, что в результате ее возникла некоторая опасность для международной орбитальной станции и ее экипажа, состоящего из 3 человек.

Однако произошедшая катастрофа едва ли таит в себе опасность для запуска очередного шаттла с 7 астронавтами на борту, назначенного на 22 февраля.

«Конечно, одной из проблем в данном случае является возвращение шаттла, намеченное на май, поэтому нам необходимо не только правильно оценить степень риска для самого летательного аппарата, но также и для его экипажа. Один из вопросов, требующих ответа, - не долетят ли осколки до орбиты, по которой вращается космический телескоп, - отметил Николас Джонсон. - Очевидно, что осколки окажутся на высоте, на которой находится телескоп, - потому-то мы и собираемся внимательно следить за тем, не возникнет ли для него опасности. Космический корабль подвергается опасности постоянно – но важно знать, не выросла ли степень риска».

Вес американского спутника составляет 560 килограммов, а российского - примерно тонну.
По словам генерала Якушкина, запуск российского спутника состоялся в 1993 году. Срок его действия закончился двумя годами позже.

XS
SM
MD
LG