Линки доступности

Исламской революции в Иране – 30 лет


Ее называют одной из важнейших революций в мировой истории, изменившей облик страны, а ее последствия до сих пор ощущаются по всей планете. В результате исламской революции 1979 года Иран превратился из монархии в теократическое государство, и с тех пор политический ислам стал силой, с которой остальному миру приходится считаться.

Здесь, в Дубае, проживает иранская писательница и кинорежиссер Зиба Шакиб: «Я очень скучаю».

Зиба Шакиб одна из двух миллионов иранцев, которые были вынуждены покинуть родину. Некоторые из них время от времени навещают Иран, другие - нет.

Эти люди бежали от революции, в результате которой 30 лет назад была свергнута монархия и установлен режим правления шиитских мулл.

В преддверии революции возрастала напряженность между шахом Мохаммедом Резой Пехлеви и его оппонентами – от леворадикальных марксистов до конституционных реформистов и консервативных исламистов.

Непопулярные реформы, повсеместная коррупция и политические репрессии привели к резкому падению популярности режима шаха. Народ видел в нем марионетку Запада, который продавал несметные нефтяные богатства страны в обмен на услуги, от которых выигрывала лишь купавшаяся в роскоши вестернизированная элита.

По словам бывшего британского министра иностранных дел лорда Дэвида Оуэна, к концу 70-х годов шахский режим сумел противопоставить себя подавляющему большинству населения Ирана: «Торговцы были недовольны инфляцией, которая росла безудержными темпами. Муллы были недовольны тем, что шах явно попирал нормы ислама, а студенты были недовольны тем, что в стране не было демократических свобод».

Протесты росли по всей стране. 16 января 1979 года шах бежал из Ирана, а полтора года спустя он умер от рака в Каире. 1 февраля всеми почитаемый священнослужитель аятолла Рухолла Хомейни вернулся из парижской ссылки и был принят народными массами как национальный герой и общепризнанный лидер революции.

В апреле в Иране официально была провозглашена исламская республика. Смысл иранской революции заключался в переменах. Как и многие другие интеллектуалы, правозащитница Ширин Эбади поддержала ее: «Революция проходила под лозунгами свободы и независимости, и они обещали нам и то, и другое».

Перемены наступили, но отнюдь не те, которых ожидали. Новая власть принесла Ирану казни, массовые аресты, чистки и хаос.

В ноябре 1979 года группа студентов захватила посольство США в Тегеране и в течение 444 дней удерживала в заложниках 52 американских дипломата. Вашингтон разорвал все отношения с Ираном и ввел против него санкции.

В то время Кристофер Рандл был британским дипломатом в Иране. Хотя революция привела к полной изоляции страны, сами иранцы рассматривали ее как большую победу, говорит он: «Люди, пришедшие к власти в Иране, утверждали, что самым великим достижением революции является полная независимость от Соединенных Штатов. Они очень этим гордятся».

Но после революции наступили трудные времена. Ирак, исторический враг Ирана, воспользовался хаосом, царившим в стране после революции, и напал на Иран в 1980 году. Ирано-иракская война продолжалась 8 лет и унесла около миллиона жизней с обеих сторон.

Внутри страны исламисты укрепили свою власть. Были приняты драконовские меры по ограничению личных и общественных свобод.

По словам Ширин Эбади, революция избавила страну от западного влияния, но не выполнила другие обещания: «Я так и не обрела свободы, которой мы добивались. Вот почему я стала правозащитницей – чтобы бороться за нашу свободу».

При шахе Ширин Эбади была судьей, но после революции потеряла работу. Она, однако, осталась в Иране и в 2003 году получила Нобелевскую премию мира за правозащитную деятельность.

Специалисты отмечают, что самое важное – это то, что революция выжила. Она избавила страну от западного влияния и начала экспортировать политический ислам за рубеж.

Из-за того, что Тегеран поддерживает радикальные группировки за рубежом, такие как ливанская Хезболла, Иран был занесен в список стран-спонсоров терроризма.

Попытки Ирана заручиться ядерной технологией, которая позволила бы ему создать атомную бомбу, вызывают всеобщее осуждение и санкции.

Для поколения молодых иранцев, родившихся после 1979 года, революция имеет очень малое значение.

«Многие из них выходят в интернет, смотрят спутниковое телевидение. У себя дома они часто занимаются делами, которые муллы явно бы не одобрили»,- говорит бывший британский дипломат Кристофер Рандл.

Многие иранцы надеются, что новый президент США Барак Обама сможет изменить ситуацию.

Зиба Шакиб и многие ее соотечественники-эмигранты настроены оптимистично: «Мне кажется, что у нас будут очень хорошие шансы, если все, и мы в том числе, всё сделают правильно».

Считается, что при президенте Обаме могут состояться американо-иранские переговоры. Но пока в Иране у власти остается президент Махмуд Ахмадинеджад, трудно рассчитывать на их успех. По мнению наблюдателей, Запад должен примириться с тем фактом, что иранская революция состоялась, и от нее нельзя отмахнуться лишь потому, что она нас не устраивает. Остается лишь терпеливо наблюдать за путями ее эволюции.

XS
SM
MD
LG