Линки доступности

Эхо расстрелов 68 лет спустя


В нью-йоркском Музее еврейского наследия проходит выставка «Расстрел евреев Украины». Она приурочена к выходу в США книги французского католического священника Патрика Дебуа, последние 10 лет занимающегося восстановлением картины истребления еврейского населения вУкраине после гитлеровского нападения на Советский Союз

Эпиграфом своей книги отец Дебуа выбрал строчку из стихотворения австрийского поэта Поля Целана – «Мы могилы копали в воздухе». Действительно, когда французский кюре из Бургундии первый раз приехал в Украину, он не нашел следов убийства полутора миллионов евреев, живших до войны на территории бывшей советской республики. Эти люди – мужчины, женщины и дети – были расстреляны в 1941-1942 годах мобильными оперативными отрядами СС («айнзатцгруппами») с помощью местных добровольцев. Но массовые могилы не отмечены никак и ничем…

Патрика Дебуа привели в Украину рассказы деда, участника французского Сопротивления, который был арестован и отправлен в концлагерь в Раве-Русской под Львовом. Там он увидел вереницу семей евреев, которых вели на расстрел. Эта картина запала ему в память и произвела сильное впечатление на внука. Отец Дебуа захотел увидеть место трагедии своими глазами. Но, оказалось, что смотреть было не на что. Ни в Раве-Русской, ни в многочисленных других городах и населенных пунктах.

Тогда Патрик Дебуа стал опрашивать очевидцев Холокоста – которых оказалось достаточно много – и записывать их показания. В 2004 году эта работа переросла в проект «Яхат ин унум» («Вместе» - на иврите и латыни). Его волонтеры регулярно отправляются в Украину на поиски мест расстрела.

«По моим подсчетам, - рассказал отец Дебуа, - на территории Украины находится две с половиной тысячи общих могил евреев, больших и малых. В одних покоятся несколько сот человек, в других – тысячи. Мы установили точное местонахождение 800 из них, нашли свидетелей, присутствовавших при экзекуциях. Тогда они были детьми, им было от 6 до 16 лет. Их набирали, чтобы собирать вещи убитых, зарывать могилы и так далее».

«Эти люди жаждали высказаться перед смертью. Они не понимали, почему никто не интересовался этим раньше. Часто я задавал им вопрос: “Кто-нибудь сюда приходил? – Нет. Вы- первый. – Почему вы рассказываете? – Потому что вы спрашиваете”.

Отец Дебуа сознает срочный характер работы, которую ведет его группа, - возраст свидетелей не позволяет рассчитывать на повторные визиты. Команда состоит наполовину из французов, наполовину из украинцев. Метод их работы таков: поиск очевидцев, запись их показаний на видеопленку, подтверждение сведений, как минимум, тремя независимыми источниками и, наконец, вскрытие могилы. Разрешение на это «Яхат ин унум» получил от Совета раввинов.

Самое поразительное, по словам 53-летнего Патрика Дебуа, заключается в том, что о «расстрельном Холокосте» не знают не только во Франции, но в самой Украине – молодое поколение не осведомлено о том, что творилось на их земле 68 лет назад. Возможно, выставка, которая переехала из Париж в Нью-Йорк, будет показана и в Киеве. А в планах «Яхат ин Унум» - работа в Беларуси и западных областях России.

XS
SM
MD
LG