В пятницу в Москве завершились переговоры президента России Дмитрия Медведева и председателя Госсовета и Совета министров Республики Куба Рауля Кастро. Было подписано межправительственное соглашение о предоставлении Гаване кредита на 20 миллионов долларов для закупки российских товаров, а также о безвозмездной поставке 25 тысяч тонн зерна для «снятия остроты продовольственной проблемы».
Впрочем, этими соглашениями отнюдь не ограничивается программа пребывания в Москве Рауля Кастро. Визит кубинского лидера, который продлится до 4 февраля, - первый за четверть века. Участники переговоров подтвердили стремление развивать диалог по всем направлениям, включая вопросы безопасности и обороны.
Вместе с тем очевидно, что за последние десятилетия Москва во многом утратила свой статус главного стратегического союзника кубинского социалистического режима. Российский экспорт на Кубу сейчас составляет лишь 2,2 процента в объеме международной торговли этой страны. В свою очередь Куба занимает лишь 7-е место среди основных торговых партнеров России в Латинской Америке (239 млн. долларов за 11 месяцев 2008-го года). Правда, в прошлом году - особенно после визита в Гавану отряда российских военных кораблей - высокопоставленные политики, (в том числе в Госдуме и в правительства РФ) стали говорить о необходимости восстановления стратегического партнерства между двумя странами. Однако не следует забывать, что в годы «холодной войны» это партнерство носило ярко выраженный антиамериканский характер.
Сегодня в комментарии Русской службе «Голоса Америки» директор Института политического и военного анализа Александр Шаравин сказал, что не видит оснований для опасений, что новые контакты между Гаваной и Москвой отрицательно скажутся на российско-американских отношениях. Демонстрация флага ВМФ России на Карибах стала логичным следствием войны на Кавказе, считает военный эксперт. Сейчас же складывается новая политическая ситуация. В Белом Доме уже новый президент. И Кремль явно заинтересован в улучшении двухсторонних отношений. Кроме того, в условиях мирового кризиса проводить военно-морские демонстрации в Западном полушарии становится для Москвы просто расточительно. Конечно, в сознании отдельных политиков, считает Александр Шаравин, продолжает сохраняться «инерция советского мышления», но, наверное, даже они понимают, что вернуться в русло советско-кубинского стратегического альянса уже не удастся.
В свою очередь директор Института проблем глобализации Михаил Делягин полагает, что пока не стоит преувеличивать объемы и значение той экономической помощи (20 миллионов долларов), которую предполагает оказать Гаване Кремль. Приветствуя возобновление российско-кубинских экономических контактов, а также связей в области науки, образования, культуры, туризма, Михаил Делягин весьма скептически относится к перспективам сотрудничества Российского национального нефтяного консорциума и компании «Cuba Petrouleum»: «Пока рано говорить, каковы запасы этой кубинской нефти, каковы условия, а главное - рентабельность ее добычи на шельфе. Вот недавно стало известно, что нефть обнаружена и в Южной Осетии, но это еще вовсе не значит, что в этот регион устремятся все нефтяные компании…»
«Возможность получить доступ к бурению на шельфе – это сейчас главный российский интерес на Кубе», - напротив считает директор Московского Центра Карнеги Дмитрий Тренин. По мнению этого эксперта, нынешняя политическая и экономическая активность России на «заднем дворе» США вряд ли серьезно отразится на российско-американских отношениях. Для Вашингтона сегодня гораздо важнее не эти вопросы, а развитие сотрудничества с Москвой в Афганистане, выработка общей позиции по Ирану. Что касается Кубы, то очевидно, что эту страну еще ожидают большие перемены. Нынешний ее лидер Рауль Кастро это понимает и ищет пути для новых международных контактов, в том числе и с Соединенными Штатами.