Линки доступности

Матью Брайза: «Мы разделяем с Грузией общие ценности и интересы»


9 января, в Вашингтоне Госсекретарь США Кондолиза Райс и глава МИДа Грузии Григол Вашадзе подписали Хартию о стратегическом партнерстве двух стран. Русская редакция «Голоса Америки» попросила заместителя помощника Госсекретаря США Матью Брайзу обрисововать нынешнее состояние американо-грузинских отношений и их будущее.

Наджия Бадыкова:Господин Брайза, задолго до того, как была подписана Хартия в прессе уже шли обсуждения этого документа. В частности, грузинские критики, писали, что «Хартия – это просто совместная декларация, которая не содержит никаких юридических обязательств». Что вы думаете по этому поводу?

Матью Брайза:Это очень странный комментарий. У нас с Грузией огромное количество соглашений. Некоторые облечены юридической силой и прошли полную процедуру ратификаций. Другие представляют собой декларации и заявления о намерениях, что никак не умаляет их важности. К этой группе относится и Хартия. Этот документ в полной мере отражает наши обязательства – поддерживать грузинскую территориальную целостность, демократическое развитие и процветание.

Н.Б.:Господин Брайза, предусматривает ли Хартия оказание Грузии помощи в деле восстановления национальной обороны?

М.Б.:Хартия не включает этого положения, поскольку решение о помощи в восстановлении системы обороны Грузии уже было принято администрацией Буша. Так что повторять его нет смысла.
С другой стороны, Хартия предусматривает, что США помогут Грузии претворить в жизнь ее стремление стать членом НАТО. С этой целью мы намерены оказывать помощь в проведении военных реформ, включающих переосмысление оборонной концепции, и демократических реформ.
Хартия также включает наши обязательства по содействию экономическим реформам, включая развитие энергетического сектора, и укреплению культурных связей между нашими странами.

Н.Б.:Многие аналитики считающие, что российско-украинский газовый скандал явился ответом Москвы на подписание документа о стратегическом сотрудничестве между Украиной и США, опасаются аналогичных действий Москвы в ответ на подписание Хартии. Вы разделяете эти опасения?

М.Б.:Я не думаю, что есть связь между российско-украинским газовым конфликтом и Соглашением о стратегическом сотрудничестве между Украиной и США.

Относительно самого газового конфликта, могу сказать, что США призывают обе страны придти к соглашению и как можно быстрее воозобновить поставки газа в Европу. Сегодня наметился определенный прогресс в этом вопросе. Мы надеемся, что совместный мониторинг газового соглашения Евросоюзом, «Нафтогазом» и «Газпромом», в конечном итоге, приведет к возобновлению поставок газа в Европу.
Мы были глубоко огорчены решением Москвы прекратить поставки газа в Украину и, как следствие, в Европу. Но американо-украинская Хартия не имеет к этому никакого отношения.

Н.Б.:Не повлияет ли Хартия о стратегическом партнерстве между США и Грузией на отношения между США и Россией, которые уже и так достаточно натянуты?

М.Б.:Хартия не имеет никакого отношения к России. Это соглашение между США и Грузией. И, как суверенные государства, мы имеем право развивать двусторонние отношения во благо граждан обеих стран.
Мы преследуем свои собственные национальные интересы. Грузия – дружественная страна, мы разделяем общие ценности и интересы, и намерены развивать наши отношения. Надеюсь, что Россия не усмотрит в этом ничего отрицательного.

XS
SM
MD
LG