Линки доступности

Быстрорастущие Юпитеры


Сотрудники Гарвард-Смитсоновского астрофизического центра пришли к заключению, что газовые гиганты юпитерианского типа могут рождаться из околозвездных газопылевых дисков в 3-4 раза быстрее, чем считалось до сих пор. Это сообщение было сделано 5 января на конференции Американского астрономического общества, собравшейся в калифорнийском городе Лонг-Бич.

Новая оценка скорости рождения газовых планет была сделана на основе обследования звездного скопления NGC 2362, которое на земном горизонте расположено в районе южного созвездия Большого Пса. Эта звездная группа от нас удалена на 5000 световых лет. Возникла она совсем недавно, примерно 5 миллионов лет назад. Как показал анализ данных, собранных аппаратурой американского космического инфракрасного телескопа Spitzer, протопланетные диски сохранились лишь у звезд, заметно уступающих по массе нашему Солнцу. Звезды солнечной массы, равно как и более тяжелые светила, таких дисков не имеют. Это означает, что либо они вообще не обладают и, естественно, никогда не будут обладать газовыми планетами, либо такие планеты не только сформировались, но даже успели очистить своим притяжением окружающее пространство от пылевых частиц.

В последние годы было доказано, что газовыми планетами обладают многие солнцеподобные звезды нашей галактики. Их точную пропорцию еще предстоит выяснить, однако она почти наверняка превышает 5%. Отсюда следует, что такие планеты, скорее всего, имеются и у некоторых членов скопления NGC 2362, которое насчитывает не менее 60 звезд. Если это так, то для рождения им должно было хватить каких-то двух-трех миллионов лет. Прежние оценки давали более продолжительные сроки порядка 10 миллионов лет.

Гарвардские астрономы также обнаружили, что несколько звезд из скопления NGC 2362 окружены дисками, состоящими не из газа и пылевых частиц, а из довольно крупных твердых тел. Конечно, газовые гиганты в таких дисках уже не рождаются, но там могут возникать каменные планеты земного типа. Однако для этого требуется куда больше времени, примерно 20-30 миллионов лет. Так что если эти планеты там и появятся, то еще очень нескоро.


Растения защищаются от инфекций с помощью ионов кальция

Растения в основном состоят из атомов только трех типов – водорода, углерода и кислорода. Эти элементы составляют 90-95% сухого вещества любого растения. Остаток приходится на три-четыре десятка микроэлементов, которые тоже абсолютно необходимы растительным организмам. Это азот, фосфор, калий, сера, магний – и многие другие.

В эту группу входит и кальций. В организме человека он, помимо всего прочего, служит важнейшей составной частью костей и зубов, которые страдают при его дефиците. Хотя растения лишены кальциевых скелетных структур, этот элемент играет важнейшую роль в жизнедеятельности их клеток. Кальций образует комплексы с некоторыми растительными белками, которые регулируют активность множества других протеинов. Он также защищает растения от опасного избытка марганца, железа и других металлов и выполняет еще немало полезных задач.

Еще одну такую функцию кальция обнаружили исследователи из университета штата Вашингтон вместе с коллегами из Колорадо. Оказалось, что кальций участвует в регулировании синтеза салициловой кислоты, которую растения производят для зашиты от опасных микробов. Салициловая кислота также обладает противовоспалительным и болеутоляющим действием, из-за чего во второй половине девятнадцатого столетия ее применяли в качестве лекарства. С начала двадцатого века ей на смену пришел более сильный и безопасный синтетический препарат того же типа – ацетилсалициловая кислота, более известная как аспирин.

Растения вынуждены пользоваться салициловой кислотой с изрядной осторожностью. Дело в том, что это вещество не только помогает им бороться с инфекциями и всяческими стрессами, но также замедляет их рост. Поэтому в норме концентрация салициловой кислоты в их клетках невелика. Профессор Пувайя [B.W. Poovaiah] и сотрудники его лаборатории экспериментально доказали, что за нею следит белок AtSR1, который удерживает синтез салициловой кислоты на низком уровне. Чтобы защититься от микробной атаки, растение должно дезактивировать этот белок и тем самым увеличить выработку салициловой кислоты.

Оказывается, что для решения этой задачи тоже нужен кальций. Об этом говорится в статье профессора Пувайя и его коллег, которая 4 января появилась на сайте журнала Nature. В стрессовой ситуации ионы кальция поступают из межклеточного вещества внутрь клеток и там связываются с белком калмодулином. Этот комплекс работает в качестве сигнала, который дает команду на снижение активности белка AtSR1. Когда это происходит, рост растения замедляется, однако его иммунная система начинает работать в усиленном режиме. После отражения патогенной атаки кальциево-калмодулиновый комплекс распадается, и AtSR1 восстанавливает прежнюю активность.

XS
SM
MD
LG