В первый день 2009 года на экраны вышел фильм «Обитаемый остров», поставленный Федором Бондарчуком по одноименному роману братьев Стругацких. В книге и в фильме рассказывается о том, как в результате аварии звездолета космонавт-землянин из благополучного XXIIвека оказывается на далекой планете, где царят тоталитарные порядки. Кстати, на этот год запланирован выход на экраны еще одного фильма, основой для которого стала другая книга Аркадия и Бориса Стругацких. На этот раз речь идет о фильме Алексея Германа «Хроники Арканарской резни». Причины нынешнего трудного положения российской демократии Герман описал так: «Наш народ был изнасилован. И многим понравилось».
Прогноз же Бориса Стругацкого относительно событий в России в наступившем году довольно пессимистичен: «Закручивание гаек неизбежно. Поиск и отлов врагов (внешних и внутренних) неизбежен. На остатки последних независимых СМИ, скорее всего, будет нацеплен намордник. Хуже всего, что вполне возможна в этих условиях победа «аскетов» (считающих, что главное это власть) – разрыв с Западом, отказ от контактов с Европой, глубокое погружение в «совок», возвращение в состояние страны-изгоя».
При этом, по словам писателя, все это будет происходить при относительной пассивности российского населения: «Массовые протесты маловероятны. Если же они и произойдут, то наши верные СМИ объявят их происками (мафии, либералов, властолюбивых региональных элит). Так что ОМОН с дубинками на фоне этих разъяснений восприниматься будет народом с пониманием и даже с опасливым одобрением».
По мнению Бориса Стругацкого, по крайней мере, одному из двух участников российского властного тандема нечего опасаться за свое положение: «Падение рейтинга Медведева вполне возможно. Падение рейтинга Путина маловероятно, слишком высок уровень доверия к нему, и если Его Величество Большинство станет искать виноватого, то Путину оно выскажет свои претензии в последнюю очередь».
Противоположная точка зрения у директора Института глобализации и социальных движений Бориса Кагарлицкого: «Новый год изменит если не все, то главное. Говоря коротко, существующая в России модель «управляемой демократии» несовместима с экономическим кризисом».
Борис Кагарлицкий считает, что в российскую общественную жизнь возвращается политика, и делает весьма смелое предположение: «В сложившихся условиях мы наверняка можем предсказывать не только массовые выступления протеста, но и крупные перестановки в самой власти…Министры будут меняться, правительства уходить в отставку.
Перспективы Путина, по крайней мере, в качестве премьера, мрачные – им могут легко пожертвовать. Премьер – крайне уязвимая фигура. И то, что Путин еще и бывший президент, повышает его уязвимость.
Выживание Медведева в новой политической обстановке будет зависеть от его способности жертвовать значимыми фигурами.
А какая фигура для этого более подходит, чем фигура Путина?» Свое умозаключение директор Института глобализации и социальных процессов подытоживает так: «Под влиянием кризиса «монолит» власти расколется на группировки и фракции. Именно это и спровоцирует новый виток политического конфликта на фоне социальных протестов».
Лидер Либерально-демократической партии России Владимир Жириновский, как правило, отличается весьма экстравагантными поступками и высказываниями. На сей раз, однако, его политико-экономический прогноз относительно развития ситуации в России выдержан в умеренных тонах:
«Сегодня наша экономика находится в состоянии пикирующего бомбардировщика. Он падает, но неизвестно, когда упадет, так как дна не видно… Мы завязаны на мировой экономике. Цены на нефть будут падать… В феврале-марте 2009 года кризис проявится в наиболее острой форме, и тогда возможны какие-то перестановки в правительстве. Весь финансово-экономический блок может быть заменен. Отдельные части банковской сферы и отдельные предприятия можно национализировать. Нужна поддержка малого бизнеса. Главное, чтобы не получилось остановки производства и не потребовалось всем выплачивать пособие по безработице… Лекарство будет горькое».
Впрочем, заканчивает свой прогноз Владимир Жириновский в традиционном для него популистском ключе: «Необходимо сокращать иностранную рабочую силу и привлекать своих рабочих. Важно бороться с коррупцией, она вытаскивает из экономики те деньги, которые ей нужны…А для борьбы с коррупцией необходим свой комиссар Каттани, чтобы вся страна трепетала, а чиновники перестали брать взятки».