Линки доступности

Мандат группы наблюдателей ОБСЕ в Грузии истек 31 декабря 2008 года


Грузинские, российские и американские журналисты и эксперты высказывают свою точку зрения на возможные последствия ухода из зоны конфликта наблюдателей ОБСЕ.

Госдепартамент США назвал миссию ОБСЕ в Грузии ценным вкладом в дело урегулирования конфликтов на Кавказе, особенно после российско-грузинской войны в августе 2008 года.

Но ОБСЕ функционирует в зонах конфликтов на основе согласия всех сторон, а Москва наложила вето на продление мандата миссии ОБСЕ в Грузии, потому что другие страны-члены ОБСЕ отказались признать независимость Южной Осетии и Абхазии.

Американский эксперт Пол Гобл, автор многих книг и статей о национальных меньшинствах бывшего Советского Союза, считает, что Москва ведет жесткую дипломатическую игру.

«Блокируя присутствие наблюдателей ОБСЕ, Москва дает миру ясно понять, что она не желает, чтобы ее действия в этом регионе подвергались международной инспекции – считает Гобл. - Поэтому прекращение миссии наблюдателей ОБСЕ в Грузии – это плохо для Южной Осетии, Абхазии и Грузии. Это плохо для всего региона. Я полагаю, что ситуация с миссией ОБСЕ в Грузии отражает ухудшающиеся отношения между Российской Федерацией и остальным миром».

По мнению российского журналиста Маши Липман из Московского центра Карнеги, действия ОБСЕ уже несколько лет вызывают раздражение российского руководства.

«Это связано с тем, что ОБСЕ сосредоточило свое внимание на правах человека и демократических стандартах, а также критически оценила проведение выборов в России, - говорит Маша Липман. - И Россия сейчас использует предоставленную возможность для того, чтобы избавиться от миссии ОБСЕ. Необходимо также учитывать, что в случае прекращения работы миссии ОБСЕ в Грузии, без мониторинга останется не только буферная зона между Грузией и Южной Осетией, а весь этот регион».

Грузинский журналист Гия Абашидзе утверждает, что его сограждан беспокоит уход наблюдателей ОБСЕ из Грузии.

«Остается неясным, - говорит он, - кто заполнит пустоту, оставшуюся после их ухода. Грузия надеется на то, что Европа будет играть более значительную роль в регионе, поскольку Россия не имеет влияния на принятие решений Евросоюзом».

Существует некоторая неопределенность с позицией новой администрации избранного президента Барака Обамы в отношении Грузии. Маша Липман считает, что Вашингтон будет действовать в этом вопросе осторожно.

«Я думаю, - говорит она, - что новая американская администрация начнет работать с нуля. Имеется в виду, что никто в новой администрации не высказывался в поддержку рискованных действий Грузии. Есть надежда, что боевых действий в Южной Осетии и соседней Грузии больше не будет. Остается только одна проблема, по которой позиции России и Грузии, России и Запада остаются абсолютно непримиримыми – одностороннее признание Россией независимости республик Южная Осетия и Абхазия. Европейские страны и США не смогут примириться с тем, что Россия считает эти две республики независимыми. Но и Россия никогда не сможет отказаться от своей позиции».

Тем временем, в Грузии усиливается критика действий президента Михаила Саакашвили в конфликте с Россией из-за Южной Осетии и Абхазии в августе 2008 года. Правительство Саакашвили пытается справиться с внутренними разногласиями и последствиями экономического кризиса в стране.

XS
SM
MD
LG