После того как избранный президент Барак Обама выдвинул кандидатуру сенатора Хиллари Клинтон на пост Государственного Секретаря, был предан гласности список доноров, выделивших средства в фонд ее мужа, Уильяма Клинтона. Выяснилось, что ряд ближневосточных государств пожертвовали в этот фонд миллионы долларов. Немалые суммы также поступили от крупных общественных деятелей, в том числе и от зарубежных политиков.
По мнению некоторых обозревателей, в связи с этим у жены Билла Клинтона Хиллари могут возникнуть проблемы при утверждении ее кандидатуры на пост Государственного Секретаря в Сенате.
«Это очень умная и глубоко порядочная женщина. Я горжусь тем, что она станет нашим следующим Государственным Секретарем», – заявил Барак Обама, объявляя о номинации Хиллари Клинтон.
Если ее кандидатура будет одобрена в Сенате, то у нового Госсекретаря будет не только богатый опыт парламентской работы, но и уникальный опыт, который она приобрела, исполняя обязанности первой леди США. Ее муж Билл Клинтон был избран в президенты на два срока. После своего выхода в отставку он создал Фонд Уильяма Клинтона. Иностранные доноры, в том числе и государства, пожертвовали многие миллионы долларов на гуманитарные проекты, осуществляемые Фондом, а также на создание библиотеки Фонда.
В этом не было ничего необычного. Непосредственный предшественник Клинтона на президентском посту Джордж Буш-старший также собирал пожертвования для своего фонда.
Профессор факультета международный отношений университета имени Джорджа Вашингтона Генри Нау, в частности, отмечает: «Когда Буш-старший ушел из Белого Дома, он создал президентскую библиотеку, и на нее, а также на другие его проекты люди выделяли средства. И когда его сын стал президентом Соединенных Штатов, то я что-то не припоминаю, чтобы кто-нибудь обеспокоился по поводу того, что взносы в фонд Буша-старшего могут как-то сказаться на решениях его сына-президента».
Однако, по словам сотрудника института Катона Джона Сэмплса, разница между Бушем-старшим и Биллом Клинтоном заключается в том, что их по-разному воспринимают в обществе: «В прошлом у Клинтона возникало немало проблем этического характера, как внутри страны, так и за рубежом».
Король Саудовской Аравии Абдулла выделил в фонд от десяти до двадцати пяти миллионов долларов. Правительства Кувейта, Катара, Омана, Норвегии, Австралии, Брунея и других стран также внесли крупные взносы. Однако, по мнению Генри Нау, эти пожертвования делались не с целью заручиться влиянием: «По-моему, эти страны давали деньги от чистого сердца. Ведь они являются частью мирового сообщества, и у них сложились особые отношения с США».
Однако, чтобы избежать неприятных вопросов о влиянии, которое Билл Клинтон может оказать на деятельность Хиллари Клинтон на посту Государственного Секретаря США, 12 декабря сотрудники переходной администрации Барака Обамы заключили соглашение с Фондом Клинтона.
По условиям этого соглашения, Фонд опубликовал список имен тех, кто в прошлом внес в него пожертвования. Кроме того, Фонд обязался ежегодно сообщать имена будущих доноров. Сотрудникам Государственного Департамента, занимающимся вопросами этического характера, будет позволено проводить ревизию списка доноров и программ Фонда. Фонд глобальных инициатив Клинтона, занимающийся гуманитарной деятельностью за рубежом, будет зарегистрирован в новом формате, и ему более не будет позволено принимать деньги от иностранных правительств.
По мнению Сэмплса, заключение этого соглашения представляет немалую важность как для Обамы, так и для его будущего Госсекретаря, а также для самого Фонда: «Объявление списка доноров, а также регулярные проверки со стороны Госдепа являются мерами, которые будут гарантировать, что на решения, принимаемые Хиллари Клинтон на посту Госсекретаря, никак не будет влиять деятельность его мужа Билла Клинтона, являющегося частным лицом».
По мнению некоторых наблюдателей, благодаря соглашению между администрацией Обамы и Фондом Клинтона, проблема доноров, - и связанная с ними опасность пагубного влияния на Госсекретаря, - сведена почти на нет.
Генри Нау приводит пример Кувейта как одного из доноров: «Возможно, эта огласка означает, что пожертвования будут играть меньшую роль. Ведь всякий раз, когда Госсекретарь будет заниматься тем или иным государством, у всех тут же будет возможность проверить, сколько денег перевело правительство этого государства в счет Фонда. Поэтому ни у кого не возникнет соблазна выделить деньги с целью заручиться какой-то услугой в Вашингтоне».
При этом Нау отмечает, что СМИ, которые всегда падки на скандалы, будут активно отслеживать деятельность Хиллари Клинтон на посту Государственного Секретаря, и если вдруг они заметят какое-то несоответствие, то тут же забьют в колокола.