Линки доступности

США готовятся к ведению иррегулярных войн в будущем


За последние недели Министерство обороны США предприняло ряд мер, направленных на то, чтобы опыт операций против боевиков, который столь тяжело дался американским военным в Ираке и Афганистане, был должным образом усвоен последующими поколениями. Было принято решение о создании ряда структур, которые занимались бы накоплением потенциала для ведения противоповстанченских операций.

Кроме того, сухопутные войска США опубликовали новый учебник, где упор делается на овладении навыками такого рода. В недавно опубликованном докладе говорится, что в ближайшие 25 лет Соединенным Штатам, скорее всего, придется иметь дело с партизанскими войнами и конфликтами малых масштабов.

В течение многих лет в коридорах Пентагона не стихали споры о том, к какому типу войны нужно готовиться американским военным: противоповстанческим операциям, либо к класссическим крупномасштабным конфликтам с применением всего арсенала обычных видов вооружения?

В мае в этот спор вмешался министр обороны Роберт Гейтс: «Я заметил нездоровую тенденцию слишком большого внимания к рассуждениям на тему о том, какой будет следующая война».

Обозначив тех, кто уделяют слишком большое внимание крупномасштабным конфликтам, как представителей «нездоровой тенденции», Гейтс ясно продемонстрировал свою принадлежность к лагерю сторонников концепции противоповстанческих операций как доминирующего типа войн будущего. Более того, министр задал своим оппонентам риторический вопрос: против кого США, гипотетически, могли бы вести крупномасштабную войну традиционного типа, если учесть, что такого противника на земле просто нет, и в обозримом будущем его появление не предвидится?

В последнем докладе, подготовленном Объединенным командованием всех видов вооруженных сил США, высказываются соображения, поддерживающие точку зрения министра обороны.

Вице-адмирал Джон Ричардсон считает, что все основные тезисы доклада указывают на то, что в ближайшие 25 лет основные угрозы глобального характера будут исходить из одного источника: «В будущем мы предвидим военные угрозы иррегулярного характера. Мы должны подготовиться к тому, чтобы суметь дать им отпор, сохранив при этом за собой превосходство, которым мы обладаем в конфликтах обычного типа».

Под термином «военные действия иррегулярного характера» в Пентагоне понимают широкий диапазон вооруженных конфликтов, начиная от ограниченных войн с применением танков и артиллерии, до борьбы с повстанцами в городских условиях. Кроме того, это понятие включает в себя и оказание различных видов помощи другим государствам в деле подготовки и обучения их вооруженных сил и полиции, а также в том, что касается налаживания инфраструктуры – электросети и водоснабжения, и даже в деле создания эффективной бюрократии.

Высказанная министром точка зрения, положившая конец спорам, а также последние исследования, подтвердившие его правоту, привели к ряду перемен в деятельности оборонного ведомства. В частности, в декабре была издана директива, из которой следовало, что всем видам вооруженных сил и боевым соединениям предстоит создать потенциал для ведения военных действий иррегулярного характера в долгосрочной перспективе.

Гэрри Рид возглавляет отдел Пентагона, отвечающий за обеспечение потенциала войск спецназа. Он отмечает: «Министр ясно указал, что необходимо максимально использовать наши преимущества и приобретенный опыт, и запустить в ход процесс, который будет обеспечивать нашу боеспособность в новых условиях и не позволит повторить ошибки прошлого».

По словам Рида, среди таких ошибок была утрата ценного опыта ведения антипартизанской войны, прибретенного во Вьетнаме. Когда ситуация повторилась, то военным пришлось всему обучаться заново.

Подполковник сухопутных войск США Джон Нагл, сражавшийся в Ираке на раннем этапе войны, выйдя в отставку написал книгу о том, как его подразделению пришлось приобретать опыт антипартизанской борьбы с нуля: «Мы создадим все необходимое для того, чтобы победить в войнах, которые мы ведем, и мы сохраним накопленный опыт. Мы больше никогда не окажемся в ситуации, в которой мы были в 2003 году, когда у нас не было самого необходимого».

По мнению Джона Нагла, новая директива приведет к огромным переменам в структуре, организации, стратегии и тактике вооруженных сил США. По его словам, американские военные займутся созданием того потенциала, который необходим солдатам, находящимся в зоне военных действий, а также будет востребован при ведении войн будущего.

«Здесь ощущается острая нехватка инструкторов, преподавателей и специалистов, которые помогли бы им пройти через переходный процесс. Ведь долгие годы в Афганистане не было никакого центрального правительства. Так что нам необходим и такой опыт», - говорит оперативный командующий восками НАТО в Афганистане генерал-майор Майкл Таккер.

Кроме того, командование войсками НАТО в Афганистане срочно затребовало посылки в эту страну нескольких тысяч инструкторов вдобавок к тем, которые уже направлены сюда для того, чтобы в течение года с лишним заниматься обучением военнослужащих афганской армии и сотрудников полиции. Джон Нагл, являющийся теперь старшим научным сотрудником Центра новой американской безопасности, считает, что нехватка инструкторов усложняет задачу по достижению победы и приводит к отсрочке даты вывода из страны иностранных военнослужащих: «Мы обеспечиваем реализацию нашей стратегии вывода войск лишь на 50 процентов».

Декабрьская директива по вопросу ведения иррегулярных военных действий является мерой по решению этого вопроса. В новом учебном пособии, выпущенном в конце декабря, внимание сухопутных войск концентрируется на создании потенциала для достижения целей, поставленных в директиве.

Заместитель начальника штаба сухопутных войск генерал-лейтенант Джеймс Турман в прошлом командовал американским гарнизоном в Багдаде. Он, в частности, отмечает: «Прошли те времена, когда мы говорили: «Мы этим не занимаемся, у нас другая специализация». Теперь, если ты попал в сухопутные войска, то ты должен быть готов выполнять любую задачу, которую поставит перед тобой Родина».

По словам генерала, сухопутные войска могут создать такой потенциал, не утратив при этом своего глобального превосходства в деле ведения войн традиционного типа.

При этом как военные, так и гражданские специалисты утверждают, что в одиночку военные не смогут справиться с задачей. Высокопоставленные военные чины признают, что на раннем этапе конфликта им придется оказывать помощь местным гражданским властям. Однако, считают они, американские государственные служащие должны как можно скорее подключиться к процессу и перенять определенные функции у военных.

«Государственный Департамент и Совет по национальной безопасности должны взять на себя роль межведомственного координатора и ставить задачи перед другими министерствами. Мы не сможем выиграть эти войны, если Госдеп и Агентство по международному развитию не будут играть бóльшую роль, если здесь в США не будет создана Гражданская академия противоповстанческой борьбы, а также, если не будут приняты другие меры»,- считает подполковник в отставке Джон Нагл.

Как и другие специалисты, Нагл доволен теми шагами, которые предпринял Пентагон. При этом они возлагают большие надежды на то, что администрация Обамы пойдет еще дальше в деле выделения финансировых средств, людей и обучения с целью обеспечения всеообъемлющей ответной реакции США на «иррегулярные» угрозы XXI века. К этому же призывает и министр обороны Гейтс, который сохранит свой пост в новом правительстве.

XS
SM
MD
LG