Линки доступности

Американская торговая палата в России считает, что ее работа в новом году будет еще более востребованной


Американская торговая палата (АТП) работает в России уже 15 лет и
является самой крупной и влиятельной ассоциацией деловых кругов в этой стране. Палата успешно представляет интересы около 900 американских, европейских и российских корпораций. Мы попросили президента АТП в России Эндрю Сомерса рассказать о главных итогах работы в уходящем 2008 году и планах на будущее.

Вадим Массальский:
Уходящий год оказался трудным. Насколько Вы удовлетворены его итогами?

Эндрю Сомерс:
Год был, конечно, непростой, но мы успешно поработали с российскими государственными и бизнес-структурами. Прежде всего, палате удалось выработать общие подходы с российскими налоговыми и финансовыми органами. Этот диалог был весьма позитивным. Мы смогли сэкономить миллионы долларов для компаний - членов АТП. Мы также провели важные переговоры с российскими таможенными службами и согласовали много сложных формальностей, которые очень важны для наших компаний.

Кроме того, мы предоставляем компаниям-членам палаты визовую поддержку. Отмечу, что посольство США в Москве выделило нашей АТП специальные дни оформления виз для обслуживания, российских граждан, работающих в американских компаниях. Мы также договорились с Федеральной миграционной службой об услуге одного окна для компаний-членов палаты по оформлению разрешений на работу и приглашений для получения однократной рабочей визы.

Отдельная тема – это наша работа с российскими регионами. Мы постоянно
приглашаем в Американскую торговую палату в Москву российских губернаторов для организации презентаций своих регионов и проведения встреч с ведущими корпорациями США и Европы. В этом году мы организовали деловые поездки для представителей компаний-членов АТП в Казань и Екатеринбург. Также состоялись поездки руководства палаты во Владимир и Сочи. Такие бизнес-туры очень полезны как для знакомства с общим инвестиционным климатом в регионах, так и для изучения конкретных инвестпроектов.

И, наконец, отдельное направление - это работа с Конгрессом США, министерством торговли и другими правительственными структурами в Вашингтоне. Этим мы можем помочь уже нашим политикам понять, как действует американский бизнес в России сегодня, и что ему нужно.

В.М.:
Раз уж зашла речь о контактах с истеблишментом в Вашингтоне, то не могу не спросить о перспективах вступления России во Всемирную Торговую Организацию и об отмене поправки Джексона-Веника, которая до сих пор ограничивает рост американо-российской торговли... Насколько для деятельности Вашей Палаты эти вопросы принципиальны сейчас?

Э.С.:
Для нас все это, конечно, принципиально. Но, к сожалению, такова
политическая реальность. И Вашингтон, и Москва уже давно сблизили свои
позиции по условиям присоединения России к ВТО. Но, увы, за
последние год-два ситуация здесь только ухудшилась. Особенно после недавней войны на Кавказе. Все это, разумеется, накладывает отпечаток.

Что касается поправки Джексона-Веника, то она, напомню, была принята более 30 лет назад в ответ на дискриминационную политику Советского Союза относительно эмигрантов. Прежде всего, советских евреев, желающих выехать в Израиль. Сейчас, как я знаю, между Москвой и Тель-Авивом даже установлен безвизовый режим, а дискриминационная поправка продолжает действовать. С одной стороны, это анахронизм. Это признают многие политики в Вашингтоне. Но, с другой, - поправка стала своего инструментом давления в руках Белого Дома и Капитолия на Москву.

В Конгрессе США несколько раз уже поднимался вопрос об отмене поправки Джексона-Вэника. Но каждый раз вмешивались какие-то обстоятельства: то ситуация на Кавказе, то разногласия по Ирану, то какие-то гуманитарные вопросы. То, наконец, препятствия, которые создавала Россия для импорта американских куриных окорочков. А для наших фермеров это чувствительный вопрос - ведь 50 процентов импорта американской курятины идет в Россию. Но я надеюсь, что новая администрация избранного президента Барака Обамы будет настроена на нормализацию отношений между США и Россией уже в новом 2009-м году.

В.М.:
Следующий год будет сложным и для американской, и для российской экономики. Стоит ли вообще рассчитывать в такой ситуации, что американский инвестор не уйдет из России?

Э.С.: Да, 2009-й год будет сложным для всех стран. Вот, посмотрите, даже в Китае сокращается приток иностранных инвестиций. Это объективный процесс. Однако, в целом, Россия продолжает оставаться важным и быстро растущим рынком. Большинство членов нашей Палаты – это очень крупные, стратегические инвесторы. И, я думаю, что, несмотря на сегодняшние экономические неопределенности, они видят перспективу и из России не уйдут. Более того, пользуясь возможностью, будут закрепляться в каких-то важных секторах. Например, на рынке телекоммуникаций. Буквально на днях у меня были переговоры с крупными IT-компаниями, которые хотят и дальше осваивать российский рынок.

Конечно, надо быть реалистами. В условиях глобального кризиса и курса, провозглашенного избранным президентом США на развитие внутренней социально-экономической инфраструктуры, очень многие американские, например, строительные компании предпочтут работать у себя дома, где гораздо меньше экономические и политические риски. Но, я думаю, что сейчас и российский бизнес будет вкладываться в подобную реконструкцию в собственной стране. У России есть для этого объективные возможности.

В.М.:
А как вы оцениваете шансы российской экономики пережить кризис?

Э.С.:
Я считаю, что у России есть неоспоримые преимущества. Например, ипотечный кризис мало затронул россиян. Все-таки большинство граждан этой страны еще не стали жить в кредит. То же касается и кризиса на фондовом рынке. Он коснулся лишь незначительной и очень богатой части населения. Кроме того, у России сохраняется, в отличие от многих других стран, значительная «подушка безопасности» в виде стабфонда. И, наконец, огромные природные ресурсы дают России хорошие возможности. Главное, всем этим грамотно распорядиться.

Создать именно сейчас эффективную и прозрачную банковскую систему, добиться эффективности в борьбе с коррупцией, усовершенствовать инвестиционное законодательство, сделать упор на развитие конкуренции, малого и среднего бизнеса. Кризис должен заставить всем этим заняться. В последние годы российская экономика росла на 7-8 процентов в год. А прибыли многих компаний составляли 30, 50 и даже 70 процентов! Так не могло продолжаться вечно. Будущее России - за интенсивным, инновационным путем развития. Это должны осознать и российская власть, и российский бизнес. А наша торговая палата готова содействовать этому процессу.

В.М.: Вы хотите сказать, что даже в условиях кризиса Ваша организация без работы не останется?

Э.С.: Именно так. Более того, в условиях глобальной экономической неопределенности у наших клиентов возрастет потребность в предоставляемой нами объективной, весьма критической и независимой информации и экспертизе. Замечу, что мы плотно работаем не только с американскими и европейскими корпорациями, но и с российскими. Например, наш постоянный хороший партнер - это Российской Союз промышленников и предпринимателей, который возглавляет Александр Шохин. Это принципиально важно, что крупный американский бизнес, работающий в России, и российский бизнес, выходящий на международный рынки, научились вырабатывать общие подходы. Это внушает оптимизм.

Пользуясь случаем, хочу поздравить всех наших партнеров и, конечно, всю русскоязычную аудиторию Русской службы «Голоса Америки», с наступающим Новым годом! Хочу пожелать успешно пережить непростые времена, успехов, упорства и, конечно, веры в будущее!

В.М.:
Эндрю, Спасибо за пожелания, и Вас поздравляем с Рождеством и с наступающим Новым годом!

XS
SM
MD
LG