Линки доступности

Дело Мэдоффа уже приобрело международный размах


В минувшую среду нью-йоркский финансист, обвиняемый в мошенничестве на сумму не менее 50 миллиардов долларов, был помещен под домашний арест.

Итак, 50 миллиардов - как не бывало. Таков итог мошенничества, продолжавшегося не один десяток лет. Жертвами махинаций Бернарда Мэдоффа, брокера с Уолл-стрит, стали не только солидные банки, расположенные в самых разных странах мира, но и пенсионные фонды, благотворительные организации, а также многочисленные частные лица, в том числе знаменитости.

Норт Цукермен – владелец нью-йоркской газеты «Дейли-ньюз» и журнала «US News and World Report”. Из-за махинаций Мэдоффа он потерял 30 миллионов долларов: «Все пропало. Деньги словно растворились в воздухе. Исчезли».

По данным, приводимым на страницах журнала, кинорежиссер Стивен Спилберг инвестировал в фирму Мэдоффа 70 процентов своего благотворительного фонда Wunderkinder Foundation. По всей вероятности, эти деньги постигла аналогичная участь.

По словам следователей, 70-летний Мэдофф использовал для своих махинаций вполне классические и традиционные схемы. Власти, однако, оказались не в состоянии поймать его за руку – до тех пор, пока махинатора не подвели собственные сыновья. Об устройстве традиционной финансовой пирамиды рассказывает бывший высокопоставленный сотрудник органов банковского надзора Уильям Сидмен: «Взять деньги у новых вкладчиков, чтобы заплатить старым. И пока финансовые поступления не прекращаются, пирамида держится».

Пирамида Мэдоффа держалась до тех пор, пока экономические неурядицы не заставили некоторых инвесторов потребовать деньги назад. Речь шла приблизительно о 7 миллиардах.

Клиенты Мэдоффа получали небольшие, но постоянные дивиденды, и мало кому из них могла прийти в голову сама мысль о возможности мошенничества.

У него были свои секреты, - говорит адвокат Джек Блум, - но никто даже не задумывался о том, в чем они могут состоять. Он вел себя, как волшебник Изумрудного Города.

Фирма Мэдоффа создавала видимость прозрачности, регулярно посылая своим клиентам фиктивные отчеты о состоянии дел.

Мэдофф пользовался на Уолл-стрит широкой известностью – в первую очередь, как бывший председатель товарной биржи NASDAQ. Благодаря этому ему полностью доверяли такие солидные банки, как Королевский банк Шотландии и HSBC – крупнейший банк Великобритании. Последнему доверие к Мэдоффу обошлось не много, не мало, в миллиард долларов. По словам представителей испанского банка «Сантандер», их потери, возможно, достигают 3 миллиардов. Жертвой махинаций Мэдоффа стал и японский банк «Накамура».

Бернард Мэдофф поддерживал связи с богатыми клиентами и благодаря членству в Palm Beach Country Club – влиятельному престижному клубу в южной Флориде.

На протяжении 54 лет 76-летний Арнольд Синкин торговал коврами. Он и его жена доверили фирме Мэдоффа свои сбережения – около миллиона долларов: «Мы проиграли. Все, что мы отложили за свою жизнь, потеряно».

Многие считают, однако, что грандиозное мошенничество Мэдоффа можно было разоблачить уже давно. Председатель Комиссии по биржам и ценным бумагам заявил, что «серьезно обеспокоен» неспособностью возглавляемой им службы вывести на чистую воду нечистых на руку дельцов, в том числе тех, что вызвали серьезные подозрения еще в 1999 году: «Стоимость акций упала. А человек был зарегистрирован в качестве брокера и дилера. Им следовало быть в курсе его деятельности».

Правда, некоторые представители финансовых кругов чувствовали, что с Мэдоффом дело нечисто. Один из них – Джим Фос – советник по инвестициям из фирмы Aksia LLC. Он и раньше предупреждал своих клиентов, что с Мэдоффом дела лучше не иметь: «Да к ним на пушечный выстрел нельзя приближаться. Доказательств у нас нет. Но для подозрений оснований достаточно».

Деньги исчезли. Однако подлинные масштабы мошенничества еще только предстоит выяснить.

XS
SM
MD
LG