Линки доступности

Противоречивые прогнозы о будущем Каспийского региона


О роли энергетических богатств в развитии стран мира написано не мало, но вопрос о том, какова, в принципе, эта роль – положительная или отрицательная, – остается открытым. Радужные прогнозы начала 90-х о том, что Каспийский регион сможет успешно конкурировать с экспортерами энергосырья на Ближнем Востоке, пока не оправдались. Более того, страны Каспия не смогли в полной мере разрешить застарелые проблемы, доставшиеся им еще со времен Советского Союза.

Эксперты едины в том, что самыми успешными странами в области развития энергетики являются Казахстан и Азербайджан. Обе страны преуспели в диверсификации своих транспортных систем, то есть ослабили зависимость от российских магистралей. Йоханес Линн из Института Брукингса отмечает, что Туркменистан, в отличие от Азербайджана и Казахстана, остается закрытой страной, и по-прежнему зависит от российских газопроводов. Новые проекты в Туркменистане продвигаются с большим скрипом.

«Хотя следует отметить, что впервые за многие годы туркменские лидеры обнародовали цифры по запасам газа – это большой прогресс», – указывает Линн.

У Узбекистана свои проблемы. Страна поставляет газ в Кыргызстан и Таджикистан по формуле «энергия в обмен на воду». Стивен Левин, писатель и журналист, прожил в странах Центральной Азии 11 лет и знает тамошнюю ситуацию не понаслышке. Левин считает, что гражданское общество в регионе сильно изменилось, что нельзя сказать о лидерах, в частности о Каримове.

«За прошедшие годы лидеры ЦА так и не смогли договориться о том, как наладить рациональную схему внутрирегиональных энергопоставок, – отметил Левин. – К сожалению, Узбекистан продолжает использовать свои энергетические ресурсы как орудие политического давления на соседей. В печати широко обсуждаются энергоконфликты между Россией и Туркменистаном или Россией и Украиной, и многие просто не подозревают, что проблемы в области энергетики между странами Центральной Азии намного острее, а взаимные требования куда более ультимативны, чем в вышеназванных случаях».

Прозрачность потоков валютных поступлений от экспорта энергетических ресурсов весьма актуальна для стран Каспийского региона. Азербайджан и Казахстан имеют опыт управления «нефтяными фондами». Туркменистан и Узбекистан еще не последовали их примеру.

«Никто не знает на самом деле, какие доходы имеют от экспорта нефти и газа такие страны, как Туркменистан и Узбекистан и, кто является их главными получателями? Почему, например, государство аккумулирует выручку, вместо того, чтобы инвестировать ее в собственную экономику?» – задается вопросом Йоханес Линн.

По его мнению, у международного сообщества нет способов заставить страны ЦА изменить такую практику. Как указывает Стивен Левин, если Казахстан смог в свое время пригласить в страну ведущие консалтинговые компании мира, то лидеры Туркменистана и Узбекистана все еще пребывают в плену чрезмерной подозрительности по отношению к иностранным экспертам.

«Чтобы понять, что происходит в этих странах, – продолжал Йоханес Линн, – международным организациям приходится просеивать статистику, собираемую странами-импортерами и иностранными компаниями - инвесторами. Однако далеко не все, у кого есть эта статистика, охотно делятся ею, не желая портить отношения с экспортерами из региона Каспия».

По мнению Линна, новой американской администрации не следует полагать, что русские захватывают в ЦА лидирующее положение, а американцы проигрывают. Россия имеет исторически близкие отношения с ЦА, и это необходимо признать.

«Настоящим вызовом, как для России, так и для США, – подчеркнул Йоханес Линн, – является активность Китая в регионе и не только в качестве покупателя, но и как инвестора. Не следует сбрасывать со счетов Индию и Пакистан – они также заинтересованы в энергетических ресурсах Каспия».

По словам Линна, в последние годы американцы не проявляли большой активности в регионе, и навряд ли эта картина измениться при новой администрации.

Стивен Левин считает, что США не имеют существенного влияния в регионе, особенно в свете событий в Грузии, когда США выглядели весьма беспомощно.

«Когда дело касается России, страны региона должны полагаться только на самих себя; грузинские события нанесли серьезный удар по имиджу США», – сказал Левин.

Говоря об Ашхабаде, Левин отметил: «Туркменские власти вообще не горят желанием пускать иностранцев в свой энергосектор и только отделываются абстрактными обещаниями; они убеждены, что и сами управятся не хуже».
Однако Джулия Нанай из консалтинговой компании PFC усомнилась в том, что Туркменистан сможет успешно разрабатывать сложнейшие по геологической структуре месторождения нефти и газа без привлечения иностранной инвесторов и экспертизы.

Левин советует Западу перестать читать странам ЦА лекции по демократии и правам человека: «Это особенно важно, когда американцы пытаются продвигать новые энергетические проекты в Каспийском регионе».

Эксперты сошлись во мнении, что самая приоритетная задача США – как совместить права человека и геополитические интересы, и что американцам будет сложно продвигать какие-либо идеи в Центральной Азии, если они не исходят от региональных лидеров или не поддерживаются ими.

XS
SM
MD
LG