Линки доступности

Процесс передачи президентской власти в США каждый раз не похож на предыдущий 


Традиции перехода властных полномочий и особенности нынешней передачи власти от президента-республиканца Джорджа Буша – избранному президенту-демократу Бараку Обаме, а также выстраивание отношений с Россией новой политической администрацией.Этим проблемам был посвящен семинар, который прошел в Московском Центре Карнеги с участием российских политиков, общественных деятелей, преподавателей ВУЗови прессы. С докладом на нем выступила директор ЦентраРоуз Геттемюллер, которая только что вернулась из Вашингтона.

Как отметила госпожа Геттемюллер,процесс передачи президентской власти в США имеет ряд особенностей. Во-первых, он занимает достаточно большое время – два с половиной месяца. Причем этот срок до прихода к власти Франклина Рузвельта – как раз во время Великой Депрессии - был еще более длительным. Раньше инаугурация происходила в марте, а не в январе.

Во-вторых, каждая такая «transition» - смена руководства в Белом Доме не похожа на предыдущую.Одна проходит более доброжелательно, другая - крайне враждебно. Например,в 1992-1993 годах, когда Джордж Буш-старшийпередавал дела Билу Клинтону, было достигнуто взаимопонимание по ключевым вопросам внешней политики, в частности, по ведению военно-стратегических переговоров с Российской Федерацией как правопреемницей Советского Союза.

Совершенно другая ситуация сложилась в 2000-2001 годах, когда возник серьезный конфликт между уходящей демократической и приходящей республиканской администрацией. По мнению Геттемюллер, этот конфликт был использован республиканцами в пропагандистских целях.

Наконец, третья особенность в том, что в отличие от большинства парламентских республик, смена президентскойкоманды в Америкевлечет за собой ротацию не только политического руководства, но и 5-6 уровнейруководителей среднего звена в различных правительственных департаментах и агентствах. С одной стороны – это сложный и длительный процесс – с утверждением многих персоналий в Конгрессе, с другой – возможность широкого доступа в новое правительство «свежих людей и свежих идей».

Оценивая нынешнюю специфику процесса подготовки передачи власти от Буша к Обаме, госпожа Геттемюллер обратила внимание, что он проходит в сложнейших условиях глобального финансово-экономического кризиса, а такжеобострения напряженности на Ближнем и Среднем Востоке.

В этих условиях от новой команды требуются максимальная выдержка, последовательность, энергичность и компетентность. Пока что предварительные кадровые назначения ипубличные заявления представителей штаба Барака Обамы дают основания полагать, что новый президент намерен без узкопартийных пристрастийсформироватькоманду сильных и разносторонних профессионалов, консолидировать американское общество и американскую политическую элиту.

Российских гостей Московского Центра Карнеги, и, в частности, представителя министерства обороны РФ, в прошлом выпускника колледжа НАТО в Риме полковника Олега Кулакова, интересовали сугубо практические вопросы.

Например,как в новом Совете Национальной Безопасности США будут формироваться структуры, отвечающие за выработку политики на российском направлении, можно ли ожидать от новой администрации активности вамерикано-российском диалоге по ядерной проблематике?

По словам Роуз Геттемюллер, такие обстоятельства, как необходимость заключения нового договора по СНВ, обостряющаяся ракетно-ядерная проблема Ирана, задача обуздания международного терроризма, наверняка будут подталкивать новую администрацию Барака Обамы к взаимодействию с Москвой. И призывы к этому мы видим уже в недавних заявлениях для прессы избранного президента.

Вместе с тем, акцентировала свою позицию Геттемюллер, новому президенту США, видимо, «будет трудно освободиться от груза негативных оценок российской политики, который накопился в процессе полемики между кандидатами в ходе нынешней избирательной кампании».

Оживление в ходе дискуссии вызвал вопрос представителя российской партии «Правое дело» Бориса Надеждина об обвинении в коррупции губернатора-демократа штата Иллинойс Рода Благоевича, который якобы пытался продать место в парламенте теперь уже бывшего сенатора Барака Обамы.

После просмотра своих национальных теленовостей у некоторых россиян сложилось мнение, что в Америке, как и в России, сенаторов тоже назначает губернатор.

Роуз Геттемюллер объяснила, что это не совсем так. Нового представителя от штата в Верхнюю палату Конгресса взамен досрочно ушедшего с этого поста политика действительно направляет на утверждение Сенату губернатор, но только временно - до проведенияновых всеобщих выборов сенатора.

Как видим, отличие от современной российской практики принципиальное. Кстати, замечу, что пока разительно отличается и сам российский опыт смены президентов. Ведь в Кремле с 1991-го года власть еще ни разу не переходила в руки оппозиции.

Интересовало российских участников и то, как скоро новый американский президентпосетит Россию с официальным визитом, и какой может стать повестка дня нового американо-российского саммита. Роуз Геттемюллер высказала сомнение в том, что такой саммит произойдет в ближайшее время – слишком много на нового хозяина Белого Дома сразу «навалится» неотложных внутренних социально-экономических проблем.

Но очевидно, что главные вопросы взаимного сотрудничества будут обсуждаться лидерами двух стран на международных встречах. Кроме того, для организации отдельного саммита предстоит большая подготовительная работа в обоих правительствах.И здесь очень много полезного смогут сделать люди, являющиеся экспертами в области американо-российских отношений.

Весьма вероятно, что таких людей в команде избранного президента США скоро станет больше. Известно, что в этом декабре директор Московского Центра Карнеги Роуз Геттемюллер покидает Россию и переезжаетв Вашингтон. Правда, подробности ее будущей работы в новой демократической администрации Соединенных Штатов пока не разглашаются.


XS
SM
MD
LG