Линки доступности

«Расширение географии джихада в Евразии»


В Вашингтоне прошел семинар, организованный ведущей правоцентристской организацией «Джеймстаун Фаундейшен».

Среди приглашенных докладчиков был бывший руководитель египетской исламистской партии Хизб-ут-Тахрир Мааджид Наваз, который пересмотрел свои взгляды, осудил исламистскую идеологию и обратился к традиционному исламу, ориентированному на углубление контактов и взаимопонимания с неисламским миром. Он – соорганизатор и директор лондонского фонда Куиллиан, первого в мире контрэкстремистского экспертного центра.

Наваз рассказал, например, что египетские салафисты, ратующие официально за возвращение к истокам ислама, позаимствовали многие большевистские принципы; так, они считают, что ислам это не только религия, но и идеология. Исламизм, по словам Наваза, является одновременно социально либеральным и политически тоталитарным течением. Исламисты всегда выступали за то, чтобы законы шариата стали общегосударственными.
Джихадисты по определению должны исламизировать все, включая автомобиль: если традиционно «бардачок» монтируется на передней панели, то у исламистов, с грустной улыбкой отметил Наваз, он будет находиться в салоне автомобиля и носить название «хиджаб».

При этом, подчеркивает Мааджиб Наваз, важно различать исламистов и консервативных мусульман. Последние – не радикалы, но в религиозном отношении они очень жестки. Талибан перемешал современный исламизм с ваххабизмом, и эта смесь получила название «джихадизм». Задачи исламистов, как неоднократно заявлял Айман аль-Завахири, это свержение ближневосточных режимов, создание Халифата и уничтожение Израиля. Весь мир – это арена священной войны.

Не все исламисты являются джихадистами, подытожил директор лондонского контрэкстремистского экспертного центра «Куиллиан» Мааджид Наваз. Но все джихадисты обязательно исламисты.

Профессор исламской истории в Массачусетском университете Брайен-Глин Вильямс является специалистом по вооруженным конфликтам в Евразии от Косово до Кашмира и Афганистана. Он, в частности, изучал психологию бомбистов-самоубийц. В 2001 года в Афганистане было совершено только два убийства террористами-смертиками, в том числе легендарного Ахмад-Шах Масуда. В 2003 году было уже 3 таких теракта. В 2005-ом году – 20, в 2006-ом году – 139.

В Афганистане, в отличие от того же Ирака, бомбисты-самоубийцы не атакуют гражданские цели, а только военные – блокпосты и армейские автоколонны. Поэтому в Афганистане, к счастью, очень мало жертв среди мирных граждан. Если в Ираке мишенями бомбистов-смертников являются шииты, то в Афганистане они вообще не совершают терактов в шиитских районах. В Афганистан этот вид терактов был завезен арабскими боевиками.
Например, пуштун никогда не пойдет на то, чтобы сесть за руль и врезаться на автомобиле, нашпигованном взрывчаткой, в толпу женщин и детей. В их культуре это считается аморальным поступком. Поэтому пуштуны на роль бомбистов-самоубийц рекрутируют молодых пакистанцев, которым полностью промыли мозги исламисты в медресе.

Ведущим экспертом на семинаре был Хекмат Карзай, основатель и директор Центра исследований конфликтов и мира в Кабуле. Он заявил, что джихадистов в Афганистане поддерживают, в первую очередь, «Аль-Кайда» и богатые арабы. К тому же, в Афганистане после 2002 года наблюдается резкий рост наркоторговли, доходы от которой идут на финансирование джихадистов.

Хекмат Карзай отметил, что для обуздания насилия в Афганистане необходимо блокировать финансовые потоки, идущие в приграничные районы Афганистана и Пакистана. Необходимо, чтобы западные страны-доноры и, в первую очередь США, контролировали, куда идет помощь, выделяемая Пакистану.

Происходит резкая радикализация молодежи в Пакистане. Например, на строительство школ-медресе в Пакистане и Афганистане только Саудовская Аравия выделила почти 25 миллиардов долларов. Для борьбы с воинственными исламскими радикалами в Евразии, подчеркнул Хекмат Карзай, необходим всеобъемлющий и согласованный подход.

В заключение семинара «Расширение географии исламского джихада в Евразии» президент экспертного фонда «Джеймстаун Фаундейшен» Глен Хауард сказал «Голосу Америки»:

«Мы организовали этот семинар для того, чтобы собрать вместе специалистов по разным регионам мира, где у Соединенных Штатов есть важные интересы. Готового рецепта решений поднятых на семинаре проблем нет. В данный момент самые большие проблемы у США – это Афганистан и Пакистан. Мы не можем допустить изоляцию мусульманского мира от глобальных политико-экономических тенденций. Для того чтобы навсегда покончить с идеологией экстремизма, нам необходимо помочь мусульманам интегрироваться в мировое сообщество».

XS
SM
MD
LG