Линки доступности

Будущее договора СНВ-1


Ключевой элемент российской политики Барака Обамы

Переговоры по СНВ-1 начались в 80 годах прошлого века. В 1991 году, он, наконец, был подписан президентом США Джорджем Бушем-старшим и президентом Советского Союза Михаилом Горбачевым, а в 1994 году вступил в силу.

Это был первый договор, предусматривающий реальную ликвидацию ядерных боеприпасов США и СССР. Каждая из сторон могла иметь не более 6 тысяч ядерных боеголовок и не более 1 600 стратегических бомбардировщиков и ракет наземного и подводного базирования.

Дэрил Кимбл, глава частной исследовательской организации «Arms Control Association», отмечает еще одну важную особенность СНВ-1: «Договор предусматривал "въедливые" меры контроля, включая обмен детальной информацией о ядерных арсеналах с последующей проверкой ее достоверности непосредственно на местах. В дополнение к этому стороны могли использовать разведывательные спутники и любые другие технические средства, чтобы убедиться в честности партнера».

Меры контроля, предусмотренные договорам, говорит Кимбл, и сегодня крайне важны для обеих сторон. «Без них американским разведслужбам пришлось бы отвлечь часть ресурсов от борьбы против терроризма, войны в Афганистане и мониторинга Ближнего Востока и переключить их на Россию. А Россия вообще не знала бы о том, каким ядерным арсеналом обладает Америка, потому что российские спутники и другие разведывательные системы безнадежно устарели за последние 20 лет».

А вот, что сказал о СНВ-1 эксперт из университета Миннесоты Стив Андреасен. «СНВ-1, среди прочего, служит сегодня правовой базой для контроля за исполнением другого договора, заключенного в Москве в 2002 году; этот Договор о СНП, предусматривающий более глубокие сокращения ядерных арсеналов США и России, мал по объему, весь текст занимает всего 2-3 страницы, и он не содержит положения о собственных мерах контроля, полагаясь в этом на СНВ-1».

Москва и Вашингтон строго придерживаются договора СНВ-1, но его срок истекает 5 декабря 2009 г., и последние несколько лет стороны пытаются найти ему подходящую замену, но без большого успеха. Одно из главных расхождений касается правового статуса будущей договоренности: Москва хочет сделать ее юридически обязывающей, Вашингтон предпочитает менее формальный документ.

Как бы то ни было, позволить СНВ-1 утратить силу, не подготовя ему смену, было бы катастрофой, твердо уверен профессор Колумбийского университета Роберт Легволд.

«Если СНВ-1 рухнет, не получив пролонгации или без адекватной замены, то нам лишь останется констатировать полный крах режима контроля над стратегическими вооружениями – и администрация Обамы всеми силами попытается этого не допустить», – подчеркнул Легволд.

У администрации Обамы есть теоретически три возможности: позволить СНВ-1 почить в бозе, пролонгировать его на 5 лет, или продолжать переговоры, сказал Стив Андреасен.

«На мой взгляд, пролонгация – это оптимальный вариант для обеих сторон, который позволит им подготовить следующую договоренность, для достижения которой и Москва, и Вашингтон демонстрируют необходимую политическую волю», – заключил свои замечания эксперт из университета Миннесоты.

XS
SM
MD
LG