Линки доступности

Мировой финансовый кризис и Россия


«Мировой финансовый кризис и Россия» – так обозначил тему своей московской пресс-конференции Сергей Алексашенко, в прошлом первый заместитель Центробанка РФ, а сегодня руководитель группы стратегического консультирования. Главными вопросами на нынешней встрече с прессой стали итоги саммита G20 в Вашингтоне и оценка действий российского руководства по преодолению кризиса.

Как отметил Сергей Алексашенко, упрощенный подход к анализу текущего положения дел в России, перекладывание всей вины и ответственности на внешние факторы может сыграть злую шутку с российской экономикой.

Нельзя спорить, что финансовый кризис в странах Запада и переход ведущих мировых экономик в стадию рецессии оказывают весьма значимое воздействие на развитие ситуации в России. Вместе с тем к столкновению с привнесенными, внешними болезнями российская экономика подошла в ослабленном состоянии, акцентировал внимание журналистов Сергей Алексашенко.

С одной стороны, российские власти в течение лета 2008 года совершили ряд действий, которые серьезнейшим образом ухудшили и без того не очень высокую инвестиционную привлекательность России. Это, прежде всего, позиция госструктур в конфликте акционеров ТНК-ВР, дело «Мечела», война с Грузией…

С другой стороны, совокупный внешний долг российских банков и корпораций к середине 2008 года превысил 500 миллиардов рублей, из которых 40% необходимо погасить до конца следующего года.

Как считает Сергей Алексашенко, к моменту проведения встречи «двадцатки» в Вашингтоне ведущие страны Запада осознали основную угрозу, связанную с кризисом в финансовом секторе, и нашли единственно возможный метод борьбы – массированная капитализация крупнейших банковских организаций за счет бюджетов. Однако напряженная ситуация на мировых кредитных рынках будет сохраняться еще длительное время.

По мнению Алексашенко, очевидно, что первыми преодолеют нынешний глобальный кризис Соединенные Штаты, где существует наиболее высокий уровень экономической свободы. Затем – Европа и Китай. Очень трудно делать какие-то прогнозы по отношению Японии. Но что касается России, то для нее выход из кризиса может оказаться наиболее длительным и болезненным. Россия впервые в своей истории столкнется с циклическим снижением спроса на основные товары своего экспорта и цен на них.

Что же будет с ценами на энергоносители? Ровно месяц назад, отвечая на этот вопрос в интервью Русской службе «Голоса Америки», Сергей Алексашенко не стал исключать, что цены за баррель могут упасть до отметки в 50 долларов. А значит, придется пересматривать российский бюджет на следующий год, не говоря уже о трехлетнем бюджетном плане. Прогноз оказался точен.

Сегодня, отвечая на подобный вопрос нашей редакции, российский эксперт допустил, что теоретически цены на нефть могут снижаться до 20 или даже до 10 долларов за баррель, то есть выйти на минимум 1998-го года. Что это означает для российской экономики – говорить излишне. Вот почему, как считает Алексашенко, нужны адекватные и последовательные действия российского руководства по преодолению длительного финансово-экономического кризиса.

Формально у российского правительства есть антикризисный план из 55 пунктов. Но за последние месяцы в российской экономике резко вырос уровень взаимного недоверия, что является питательной средой для кризисных процессов. Стремление правительства лакировать ситуацию в официальных СМИ, отказ от серьезного и публичного анализа может еще более усугубить недоверие банков, предприятий, населения к власти и к принимаемым ею решениям, сказал в заключении руководитель группы стратегического консультирования Сергей Алексашенко.

XS
SM
MD
LG