Линки доступности

Мир наконец-то вспомнил о Чечне


Вот уже несколько лет, как проблема нарушения прав человека в Чечне редко упоминается в западном обществе. Появляющиеся в СМИ редкие статьи и репортажи с места повествуют чаще о «мирном налаживании» и о «стремительном восстановлении» республики, нежели о продолжающихся нарушениях прав человека и насилии. Однако в последние месяцы о войне в Чечне вновь заговорили в американской столице.

Одиннадцатого ноября в стенах Немецкого института им. Гете в Вашингтоне Американским комитетом за мир на Кавказе (American Committee for Peace in the Caucasus) был организован показ двух документальных фильмов про войну в Чечне. Первый – это «Три товарища», фильм молодого режиссера Маши Новиковой, в основе которого судьбы трех школьных друзей, молодых грозненских ребят на фоне войны. Один из них медик, другие два – операторы. Лента содержит уникальные видеоматериалы Рамзана Межидова, одного из героев, – журналиста погибшего при съемке самолета, который бомбил колонну беженцев в октябре 1999 года.

Вторая картина «Белые вороны» уносит зрителя по ту сторону войны, далеко в российскую глубинку, где вернувшиеся с войны молодые покалеченные солдаты пытаются найти свое место в обычной жизни. В течение трех лет немецкие режиссеры Тамара Трампе и Йохан Файндт ездили по России и Чечне, разговаривали с юными солдатами, вернувшимися домой с моральными и физическими увечьями, их родными, с самоотверженными женщинами из Комитета солдатских матерей.

Всплеск нового интереса к Чечне возник в связи с августовскими событиями в Грузии. «Если бы не этот кризис, никто бы и не вспоминал о войне в Чечне. Россия отсекла мировое сообщество от своих внутренних проблем, и Запад, в свою очередь, решил поставить крест на чеченской проблеме в угоду своим экономическим интересам», – считает представитель Американского комитета за мир на Кавказе Элла Асоян.

Идея показа сразу двух фильмов, отражающих обе стороны конфликта, не случайна: «Мы хотели показать всю глубину трагедии, постигшей как чеченский народ, так и российских солдат», – продолжила Элла Асоян.

Однако работа Американского комитета на этом исчерпывается. Средств на осуществление новых проектов, направленных на освещение кавказского конфликта, у организации нет: «К сожалению, наша работа ограничивается только показами фильмов и презентациями новых книг о Чечне, – говорит Элла Асоян. – Для реализации более серьезных проектов у нас нет ни средств, ни партнеров, которые могли бы помочь нам».

Другим поводом вспомнить чеченскую войну в Вашингтоне послужила презентация в Центре стратегических и международных исследований новой книги Осне Сейерстад, норвежской журналистки и писательницы, под названием «Ангел Грозного» – сборника рассказов о судьбе детей-сирот, живущих в приюте в Грозном.

В своей новой книге автор вновь ставит читателя перед лицом войны со всей ее драматической историей: насилие, пытки людей, но главное – о том, как она повлияла на судьбы детей переживших ее. На этой встрече очень много говорилось о ее героях, таких, как Хадижат, жительница Грозного, создавшая сиротский приют в разрушенном городе, и о жертвах – таких, как Лиана, Тимур и Динара. Не остались неупомянутыми и политики – Борис Ельцин, Владимир Путин, Рамзан Кадыров. По словам автора, они «ответственны за все эти ужасные деяния».

Детский дом в Грозном, в котором развиваются события, – главный сюжет книги. Сирот собирала по всему разрушенному войной городу Хадижат, которую называют «ангелом Грозного». Обитатели детского дома – бездомные сироты, потерявшие родителей во время двух войн, живущие попрошайничеством на улицах разбитого города. Книга описывает глубину трагических судеб, но затрагивает и другие проблемы, такие, как политическая ответственность российских и чеченских политиков.

В рассказе автора пересекаются горькая история Кавказа и борьба сепаратистов за свободу Чечни. Это уникальное исследование каждодневной жизни в одной из самых политизированных и горячих точек на земле.

«Мне было 25 лет, когда я освещала войну в Чечне в 1995-1996 годы, и я ее кожей чувствую до сих пор, – говорит автор. – Впервые в жизни мне довелось увидеть смерть собственными глазами и познать истинное значение страха и страдания. Два года назад я поняла, что настало время туда возвратится».

По словам Осне Сейерстад, вернуться в Чечню спустя 12 лет отсутствия было тяжелым испытанием для нее. Нелегко быть свидетелем того, какой отпечаток оставила война на людях, встречаться с детьми, потерявшими родителей, и родителями, потерявшими своих детей, видеть, до какой степени деградировало общество. «Я познакомилась с одним мальчиком-сиротой, жившим в руинах разрушенного дома, – рассказывает журналистка. – Он убивал уличных собак. Мне он рассказал о том, почему он не может сдерживать в себе позывы к насилию: “Я плохой, и все во мне плохое. У меня только одно желание: разрушать и убивать”».

«В книге я не считаю жертвы, так как невозможно сосчитать очерствевшие сердца, отнятое детство. Я не веду счет, я рассказываю», – говорит автор.

Осне начала карьеру военного корреспондента в 1995 году, освещая первую чеченскую войну. Спустя 10 лет она решает возвратиться туда – и понимает, что, несмотря на охладевший интерес мировой общественности, трагедия продолжалась. Трагедия, унесшая жизни свыше 20% населения, оставившая вслед за собой изуродованное общество – цену за последствия, которую особенно трудно приходится платить детям.

XS
SM
MD
LG