Линки доступности

Министр обороны Эстонии Яак Аавиксоо: «Все решения по вступлению Украины и Грузии в НАТО и другие решения остаются в силе»


По просьбе Русской службы «Голоса Америки» глава оборонного ведомства Эстонии Яак Аавиксо комментирует результаты министерской встречи НАТО в Таллинне.

Инна Дубинская: Накануне встречи министров стран НАТО вы вместе с министром обороны Украины заявили в своем открытом письме, что главный вопрос сейчас заключается в том, какой путь дальнейшего развития будет избран: старый, основанный, по вашим словам, «на менталитете империалистических игр и сфер влияния, или новый, исходящий из того, что европейские демократии имеют право сами решать свою судьбу». Как решался этот вопрос на встрече министров стран НАТО в Таллинне?

Яак Аавиксоо: Мы провели очень плодотворную встречу, подвели итоги деятельности НАТО за последние 10 лет и обсудили развитие сотрудничества стран-членов НАТО. Мы также обсудили проблемы, связанные с возможным принятием Украины в НАТО. Наши решения был независимыми. Они исходили из интересов международного мира и стабильности.

И.Д.: Некоторые наблюдатели в США и Европе считают, что эта встреча в Таллинне не имела решающего значения, так как конкретно вопрос о предоставлении Грузии и Украины ПДЧ для присоединения к НАТО даже не выносился на обсуждение. Некоторые обозреватели даже полагают, что в ближайшем будущем вопросе о вступлении Грузии и Украины в НАТО вообще не стоит из-за давления со стороны России. Так ли это?

Я.А.: Я не думаю, что предоставление Украине ПДЧ для вступления в НАТО может состояться в ближайшие два года. Никто не может сказать, когда Украина сможет вступить в НАТО – потому что это зависит от двух вещей: во-первых, от желания самого народа Украины вступить в НАТО, и во-вторых, от того, с каким успехом Украина проводит реформы, необходимые для того, чтобы соответствовать стандартам члена НАТО.

Конечно, в этом вопросе мы учитываем мнение других государств-членов НАТО, а также соседних стран, включая Россию. Но никакая третья страна не имеет право вето на решение о приеме страны в НАТО. Я верю в сотрудничество, а Украина и НАТО имеют несколько путей расширить сотрудничество с НАТО. Так что предстоит долгий путь к вступлению Украины в НАТО, и мы готовы вместе преодолеть этот путь.

И.Д.: Несмотря на разъяснения министра обороны США Роберта Гейтса, что со стороны любой из стран НАТО, а также со стороны элементов ПРО, размещенных в Европе, не существует никакой угрозы в отношении России, президент России и российский истеблишмент не согласны с размещением ПРО. Более того, после окончания саммита НАТО в Таллинне президент Белоруссии Лукашенко предложил России разместить на территории своей страны российские ракеты. Что вы об этом думаете?

Я.А.: Я знаю, какое образование получали и в каком духе воспитывались люди в бывшем Советском Союзе, а также как СМИ в России умеют создавать из НАТО и США образ врага. Поэтому часть народа в России из-за недостатка информации до сих пор находится в плену соответствующей идеологии. Россия – огромная страна, и я понимаю, почему им так трудно адекватно воспринять, что же такое на самом деле НАТО. Ведь НАТО основано на моральных ценностях и никому не угрожает.

Относительно размещения ракетных комплексов «Искандер» в Калининградской области и Белоруссии – это не решит ни одной из проблем. Эта ситуация напоминает мне «холодную войну», когда с одной стороны стояли американские ракеты «Першинг», а с другой стороны – ракеты СС-20. Ни народы Европы, ни, я уверен, российский народ не хотят возврата к противостоянию эпохи «холодной войны».

И.Д.: Господин Аавиксоо, министр обороны США Роберт Гейтс вновь заверил, что США и другие союзники по НАТО окажут поддержку в обеспечении обороноспособности вашей страны и других стран Балтии. В особенности эта поддержка коснется центра киберзащиты, имеющего важнейшее значение для стран-членов НАТО. В чем выражается эта поддержка?

Я.А.: Это центр сотрудничества в области киберзащиты НАТО, который недавно прошел аккредитацию в штаб-квартире НАТО. Этот центр стал результатом усилий 8 стран НАТО, стремящихся укрепить коллективные меры по защите своей инфраструктуры от кибератак. В работе центра принимают участие и государства, не входящие в НАТО. Многие государства осознают опасность кибератак, и это проблема национальной безопасности. Это понимание пришло после атак хакеров в апреле 2007 года в Эстонии и после событий августа 2008 года в Южной Осетии.

И.Д.: И последний вопрос. Скажите, пожалуйста, каков главный результат встречи в Таллинне министров стран-членов НАТО?

Я.А.: На встрече в Таллинне преобладала конструктивная атмосфера, что дало возможность подтвердить принятое в Бухаресте принципиальное решение, что Украина и Грузия будут со временем приняты в НАТО. Участники саммита в Таллинне также подтвердили, что никакая третья сторона не имеет право вето на принятое самой страной-кандидатом и членами НАТО решение о вступлении в Североатлантический альянс.

И было вновь заявлено, что, используя существующие инструменты и структуры, мы можем углубить сотрудничество между Грузией, Украиной и НАТО. То есть путь вступления в НАТО может быть различным для разных стран. И мы готовы продолжать реформировать и усовершенствовать Североатлантический оборонительный союз. Все решения по вступлению Украины и Грузии в НАТО и другие решения остаются в силе

XS
SM
MD
LG