Линки доступности

Джеф и Алина Блюмис преодолевают «Языковой барьер»


Джеф и Алина Блюмис сооружают «Языковой барьер». Так называется проект художников, который они реализовали в нескольких точках Нижнего Манхэттена, а также в Катскильских горах штата Нью-Йорк, где расположена их загородная мастерская. Кульминацией проекта стала персональная выставка в галерее Andrea Meislin в Челси.

Инсталляция «Языковой барьер» состоит из книг – выдуманных словарей, которые художники-концептуалисты «печатают» из пенопласта. В разных местах эти барьеры «прочитываются» по-разному. Впрочем, прелесть и привлекательность работ супругов-художников частично заключается и в том, что они не поддаются однозначному прочтению.

Выходцы из бывшего Советского Союза, Алина и Джеф уже много лет живут в Нью-Йорке, и языковой барьер в прямом смысле давно преодолели. Но, по словам Алины Блюмис, «барьеры» в более широком понимании все равно остаются: «Барьеры в жизни могут быть совершенно разные. Может быть, мы не из той политической партии, или не из того района, или мы не там живем, или мы не так одеваемся, и так далее…».

Джеф родом из Кишинева, Алина – из Минска. Их работы выставлялись в Москве и в Париже, в Израиле и в Южной Корее, находятся в престижной коллекции Саатчи – иными словами, художники вписались в глобальный арт-рынок. Возможно, им помогает то, что они смотрят на многокультурную реальность глазами иммигрантов и замечают то, что для многих остается вне поля зрения.

«Наш город Нью-Йорк состоит из иммигрантов, и для всех эта тема понятна и интересна, – говорит Джеф. – У каждого человека, который переезжает из одной страны в другую, из одной культуры в другую, возникают проблемы адаптации, и они как-то решаются. Вот об этом и наши работы».

«Когда мы начинали работать над проектом “Языковой барьер”, – продолжает Алина, – мы встретились с историком, который пишет книги о манхэттенском районе Трайбека. Это пожилой американец, который последние лет тридцать живет в Трайбеке. Он был очень удивлен и сказал нам: “Ведь в Трайбеке нет иммигрантов!”. Я говорю: “Как нет иммигрантов?”. На самом деле он их просто не замечает».

Инсталляции художников делают невидимые барьеры, мешающие взаимопониманию между людьми, осязаемыми, акцентируют внимание, как говорится в пресс-релизе, на «хрупкости коммуникаций и социальным и культурным различиям, характеризующим жизнь в Нью-Йорке за всю его историю».

Иногда создаваемые художниками барьеры напрашиваются сами собой, как в случае этого небольшого полуподвального помещения. «Это очень интересное место, – рассказывает Алина Блюмис. – Это мастерская по ремонту обуви, парикмахерская, офис юриста, где также продают костюмы. Это бизнес, как он существовал в 1920-е годы, где можно почистить туфли, подстричься, а также припудриться, развестись и приобрести новый пиджак, чтобы пойти на свидание. Также это здание скоро превратиться в кондоминиум. Такие мелкие бизнесы сейчас вытесняются из Трайбеки, и нам хотелось запомнить его таким, какой он есть».

Центральное место в галерее занимает фигура бобра, взгромоздившаяся на все те же пенопластовые словари со знаменем в одной лапе и обгрызенной палкой в другой. Инсталляция навеяна картиной Эжена Делакруа «Свобода на баррикадах». Но к чему призывает нас бобер? Может быть, это – дань актуальной теме борьбы за окружающую среду?

Помещая бобра в галерею в Челси, художники воссоздают буколический пейзаж в урбанистической среде, и тут же, с изрядной долей иронии, украшают пространство – словно приглашая на распродажу в супермаркете – геральдическими флажками, с изображениями очеловеченных бобров. Сами художники объясняют инсталляцию «Линия дамбы» просто: они подсматривали за трудолюбивыми животными в своей деревенской мастерской и заметили забавные параллели с человеческим обществом: «Они рубят лес, строят барьеры, охраняют их, живут. Потом идут в другое место и начинают все сначала», – говорит Алина Блюмис.

Это – первая персональная выставка Джефа и Алины Блюмис в Нью-Йорке. Их работы получили высокую оценку легендарного скульптора и художника Эрнста Неизвестного, обнаружившего, что они перекликаются с его собственными: «У них есть форма. Есть пространство – далекое, близкое, высокое, низкое – это то, что меня интересует. У них есть цвет и ритм, – значит, их интеллектуализм обладает плотью искусства… У них есть собственное лицо: уже издалека, подходя к любой работе – а они могут быть разного жанра – я узнаю их. Мне кажется, что это огромная победа, тем паче что это победа в неисчислимом мировом море самозванцев и дилетантов».

Что ж, рынок современного искусства действительно перенасыщен, и его часто штормит. Можно надеяться, что Алина и Джеф Блюмис сумеют проложить в этом море оригинальный курс. Их выставка в Andrea Meislin Gallery продлится до 20 декабря.

XS
SM
MD
LG