Линки доступности

Нефтяной фактор российской политики


Несмотря на резкое падение мировых цен на нефть, Россия не намерена сокращать ее добычу. Это решение идет в разрез с позицией стран-членов ОПЕК, которые на чрезвычайном заседании договорились о сокращении производства.

Вот что считает глава Российско-британской торговой палаты Нил Купер: «Давайте вспомним, лет 10-15 назад при Ельцине цены на нефть составляли 10-20 центов за баррель. Нефть – это товар, поэтому цены на него могут колебаться. Но даже на нынешнем их уровне нефть продолжает оставаться для России важнейшим зарубежным источником доходов. Ну и, конечно, надо учитывать, что за годы высоких цен на сырье Россия накопила значительные резервы в своем стабилизационном фонде».

Однако сегодня Москве приходится делать трудный выбор: в минувшую среду цена за баррель российской нефти упала до 64 долларов, то есть ниже расчетных 70 долларов, на которых строится российский бюджет.

Как заявил в среду вице-премьер Игорь Сечин, курирующий энергетический сектор, вместо того, чтобы сокращать производство, Россия намерена создать нефтяной резерв, цель которого - регулирование мировых цен на этот товар.

Перед встречей с президентом России Дмитрием Медведевым в среду генеральный секретарь ОПЕК Абдулла аль-Бадри отметил, что он не намерен просить о сокращении поставок российской нефти на мировой рынок.

Тем не менее президент Медведев заявил, что Россия продолжит сотрудничать с ОПЕК, которая намерена в ближайшую пятницу в Вене обсудить планы сокращения производства нефти.

Аналитики считают, что Россия вряд ли пойдет на совместное ограничение поставок, так как и без того испытывает трудности с добычей нефти из истощенных месторождений Западной Сибири.

Российский фондовый рынок, потерявший две трети стоимости с пиковых показателей в мае, оказался среди наиболее пострадавших. Отчасти причиной этому стало падение цен на нефть.

Проблемы рынка ценных бумаг и снижение цен на природные ресурсы начинают сказываться на реальном секторе экономики.

Хотя Россия сумела накопить огромные валютные запасы, отложив в Стабилизационный фонд около 190 млрд долларов, некоторые аналитики считают, что Москве следует переосмыслить инвестиционную стратегию, чтобы предотвратить дефицит бюджета. Один из них - заместитель директора Инситута США и Канады Виктор Кременюк:

«У России, безусловно, есть финансовая подушка безопасности, которая может помочь ей выжить, даже если цены на нефть останутся низкими в течение года. У России денег хватит. Однако проблема в том, что делать после этого – вернуться к прежней модели? А что, если цены не вернутся на тот же уровень?»

Амбициозные планы Кремля предусматривают строительство и ремонт критически важной инфраструктуры, диверсификацию в таких секторах, как технология, оборона и программы социального обеспечения.

Благодаря заоблачным мировым ценам на нефть, когда за баррель российской экспортной нефти платили около 106 долларов, правительство России, по оценкам некоторых экспертов, все равно закончит нынешний год с профицитом бюджета.

Однако за последние недели властям пришлось истратить миллиарды долларов на поддержку курса российского рубля. Еще 200 млрд обещаны на поддержку российских банков, компаний и фондовых бирж.

Экономисты предсказывают снижение роста российского ВВП в следующем году примерно до 5,5%, однако не исключено, что в этот прогноз придется вносить коррективы, если цена на нефть упадет до 50 долларов за баррель. Причиной может стать снижение привлекательности российского рынка для инвесторов.

Согласно правительственному прогнозу экономический рост в стране в будущем году может составить 7,8%, однако власти признают, что реальные показатели могут оказаться ниже.

XS
SM
MD
LG