Линки доступности

Грузинские беженцы возвращаются домой, в разоренные войной деревни


Война между Грузией и Россией оставила без крова сто тридцать тысяч грузин. В начале августа их дома были разрушены в результате бомбардировок, артобстрелов и мародерства. Спустя два месяца у них появилась теоретическая возможность вернуться. Но десяки тысяч грузин по-прежнему живут в убежищах или у приютивших их друзей и родственников. Корреспондент «Голоса Америки» посетила некоторых беженцев в грузинском городе Гори.

...Комната в детском саду превратилась в жилье – по крайней мере на время. Обитатели комнаты во время войны спасались от бомбардировок, артобстрелов, мародерства и пожаров.

Эленэ Кадури шестьдесят девять лет. Она – из села Курта в Южной Осетии. Эленэ рассказывает, почему ей и другим пожилым людям пришлось бежать из родных мест:

«Все грузинские деревни в Южной Осетии уничтожены огнем. Потом к нам присоединилась еще одна пожилая пара и мужчина шестидесяти трех лет. Мы прятались и шли через лес. Там же, в лесу, нам приходилось ночевать».

Эленэ рассказывает о тяжелом пути сквозь сожженные деревни, уничтоженные поля и фруктовые сады. Путь этот не должен был пересекаться с вооруженными людьми. Еще она рассказывает о том, как им удалось добраться до буферной зоны и найти убежище. Стариков нашел и приютил их родственник.

Это одна из многих историй, которые сегодня можно услышать в Грузии. Более 130 тысяч человек спасались бегством во время боевых действий между Грузией и Россией в отколовшейся Южной Осетии. Русские войска наголову разбили грузинскую армию и глубоко внедрились на грузинскую территорию. Причем вокруг Южной Осетии и Абхазии были организованы в одностороннем порядке буферные зоны.

На сегодняшний день русские покинули буферные зоны. Стефано Берти, возглавляющий в Гори представительство Комиссариата ООН по делам беженцев, говорит, что приоритетным направлением работы является возвращение беженцев в родные места:

«Правительство и международные организации начали реализовывать проекты по реконструкции буферных зон. Поэтому есть надежда, что до наступления холодов людям будет предоставлен кров».

Грузины возвращаются домой. Но часто их дома оказываются разрушенными. Нужна помощь, чтобы их восстановить и сделать пригодными для жилья. Еще тридцати тысячам беженцев предстоит вернуться. Но есть и те, кому в родные места вернуться не удастся. Большинство – из Южной Осетии, подконтрольной российским властям и сепаратистам, объявившим независимость.

По словам Зизило Терушвили, буквально на днях ее дом в Южной Осетии был сожжен. Еще она слышала, что местный совет принял рещение: каждый местный житель может вернуться, но с одним условием :

«Кем бы ты ни был, но если жил здесь, можешь вернуться. Но, ты обязан сдать грузинский паспорт и получить российский», – говорит она.

Людям это не нравится. Южная Осетия была их домом, но они грузины. И сегодня их дом – детский сад № 12 в центре Гори. Здесь живут более 170 человек. У них есть временное убежище, постель, одежда и еда. Они пытаются создать видимость нормального жилья. А путь домой для них – отдаленная мечта.

«Я не знаю, что решат власти, – говорит Эленэ, – но нас, наверное, не оставят на улице».

А пока... остается надеятся и ждать.

XS
SM
MD
LG