Прошло уже более года с тех пор, как Атхир Муслим Ат-Тамини и его семья перебрались в США. Они бежали из Ирака, когда насилие там достигло неприемлемого уровня и многие знакомые были убиты.
«Я потерял много друзей и теперь часто думаю о том, что случилось с их семьями...», - говорит Ат-Тамини.
Но проблемы Ат-Тамини, который в Ираке занимался продажей компьютеров, не закончились, когда он попал в Америку: «До моего приезда я думал, что здесь деньги валяются на улицах. Как выяснилось, это было ошибкой. Когда я попал в США, то столкнулся с реальными проблемами».
Самым трудным оказалось найти работу. Особенно сейчас, когда американская экономика переживает кризис.
«Американскому обществу мог бы пригодиться ваш опыт»,- говорят в Вашингтонском центре по расселению беженцам. Здесь им помогают в поисках работы. Но никто из переселенцев не согласился говорить перед телекамерой. Директор центра Ву Данг считает, что трудности, с которыми сталкивается Атхир Муслим Ат-Тамини, весьма типичны:
«У нас есть стоматологи, хирурги, архитекторы, переводчики – люди, которые в прошлом были весьма успешны в своей стране. Они неплохо зарабатывали, их семьи жили в достатке, они работали с высокопоставленными американскими чиновниками. И вдруг, оказавшись в США, они утратили свой социальный статус».
Абу Талиб, в прошлом пилот пассажирского самолета, также столкнулся с немалыми трудностями в США. Как и остальные, он не пожелал показываться перед камерой.
«Когда я приехал сюда, никто не хотел брать меня на работу, никто не хотел сдавать мне в аренду жилье», - говорит он.
У групп, занимающихся помощью беженцам, возможности ограничены. Государственный департамент США выделил единовременный грант из расчетп 425 долларов на человека. В результате Атхир Муслим Ат-Тамини и его семья получили в общей сложности около тысячи двухсот долларов. Этого, по мнению Ву Данга, явно недостаточно:
«Нам явно не хватает средств на то, чтобы обеспечить насущные потребности иракских беженцев. Многие из них сотрудничали с американскими военнослужащими, рискуя при этом жизнью».
Приблизительно два миллиона иракцев бежали из страны, главным образом – в Сирию и Иорданию. Недавно Госдепартамент объявил о планах по переселению в следующем году в США 17 тысяч иракских беженцев. Это значительно меньше, чем количество беженцев, принимаемых другими странами, к примеру, Швецией.
Соединенным Штатам следует сделать для них гораздо больше, считает Лавиния Лимон, возглавляющая неправительственный Комитет по делам беженцев и иммигрантов. Она напоминает, что в 1975 году после падения Сайгона президент Джеральд Форд принял оперативные меры по переправке в США вьетнамских беженцев:
«Президент Форд решительно заявил: «Мы примем всех беженцев» и в течение 9 месяцев в США переехали 130 тысяч вьетнамцев и других беженцев из Юго-Восточной Азии. При этом информация обрабатывалась вручную – тогда не было никаких компьютеров. Это было сделано, потому что проблема беженцев была национальным приоритетом».
Но проблемы Абу-Талиба и Атхира Муслима Ат-Тамини явно не являются национальным приоритетом США. Однако сами они не теряют надежды.
«Я приехал сюда, чтобы моя семья смогла начать новую жизнь. Моя жизнь принадлежит не мне, а моей семье, - говоритАбу-Талиб.
«Я не собираюсь сдаваться. Я упрямый человек. Да и что мне остается - ведь у меня же семья. Кто прокормит моего ребенка?», - вторит Ат-Тамини.