Линки доступности

Процесс разоружения в Северной Корее застопорился


По словам председателя Объединенного комитета начальников штабов южнокорейских вооруженных сил Ким Дэ Ен, КНДР ведет работы по созданию ядерных боеголовок для ракет, состоящих на вооружении северокорейской армии.

Несмотря на продолжающиеся шестисторонние переговоры по свертыванию ядерной программы КНДР, власти Пхеньяна не оставляют попыток восстановить свой арсенал оружия массового поражения.

В июне власти Северной Кореи превратили закрытие ядерного комплекса в Йонбене в широкомасштабное политическое шоу.

Этот шаг был призван продемонстрировать серьезность намерений пхеньянского режима положить конец работам по созданию ядерного оружия. Однако не прошло и нескольких месяцев, как процесс ядерного разоружения КНДР зашел в тупик, отмечает эксперт по проблемам глобальной безопасности из Катоновского института в Вашингтоне Тед Гален Карпентер:

«Шестисторонние переговоры снова застопорились. Власти Северной Кореи выражают недовольство тем, что Соединенные Штаты не вычеркнули КНДР из списка режимов, поддерживающих терроризм. И теперь они угрожают реактивировать ядерный реактор в Йонбене и вновь начать производство плутония, необходимого для возобновления работ по созданию атомного оружия».

В этом году правительство КНДР представило партнерам по переговорам перечень проводимых в стране работ в ядерной сфере. Следующим шагом должен был стать демонтаж Йонбенского реактора. Администрация США заявила, однако, что не может вычеркнуть Северную Корею из списка стран, подозреваемых в поддержке терроризма, до тех пор, пока не получит убедительных доказательств того, что ядерное разоружение в КНДР стало реальностью.

В ответ власти КНДР удалили из Йонбена иностранных наблюдателей. А затем заявили, что продолжат работы по созданию оружия из переработанного ядерного топлива.

По словам некоторых аналитиков, ответственность за случившееся лежит и на администрации Буша, настаивавшей на слишком жестких критериях верификации, не упомянутых в первоначальном тексте соглашения.

В частности, таково мнение Алана Ромберга, специалиста по Юго-Восточной Азии из вашингтонского Центра им Генри Симпсона:

«Условия верификации были выдвинуты представителями администрации, занимающимися проблемами нераспространения ядерного оружия, хотя было совершенно ясно, что для Пхеньяна это предложение неприемлемо. Согласиться с тем, что инспекторы могут в любой момент посетить любой объект и взять образцы, они не могли. Всякому, кто имел дело с Северной Кореей, ясно, что это нереально».

Главный представитель США на переговорах с Северной Кореей Кристофер Хилл считает, однако, что требование верификации является нормальным для переговорного процесса. Выступая перед журналистами после последней поездки в Пхеньян, он подчеркнул необходимость строгой проверки выполнения договоренностей:

«Мы ездили в Пхеньян за подтверждением выполнения договоренностей. Вместо этого нам пришлось вести долгие дискуссии о порядке составления протокола».

По мнению некоторых экспертов, северокорейские власти надеются заставить США изменить подход к переговорному процессу. Алан Ромберг, однако, считает, что такая тактика может привести к прямо противоположному результату: «Если северокорейцы полагают, что так можно заставить американскую администрацию смягчить свои требования, то они сильно заблуждаются».

Представитель американской администрации, просивший не называть его имени, сообщил, что позиция, занятая северокорейским руководством, изучается в Белом доме на самом высоком уровне, и решение последует в ближайшее время.

XS
SM
MD
LG