Линки доступности

Выборы в Беларуси не отвечают международным стандартам


Борьба шла за все 110 мест белорусского парламента. 78 кандидатов от оппозиции приняли в них участие. Однако по завершении подсчета голосов выяснилось, что ни один из них не был избран.

По мнению наблюдателей ОБСЕ, во время выборов не были соблюдены основные критерии демократичности, предъявляемые международным сообществом. По мнению одного из наблюдателей – Класа Бергмана – они проходили под жестким контролем властей: ограничения сказались и на организации предвыборной кампании, и проведении дебатов, и на самой атмосфере, в которой проходили выборы. Обстановка в день голосования была спокойной.

«На большинстве избирательных участков к нашим наблюдателям отнеслись вполне доброжелательно. Проблемы появились после закрытия участков – когда начался подсчет голосов», – вспоминает Клас Бергер.

Подсчет голосов проводился за закрытыми дверями, – и это стало главной трудностью, с которой столкнулись наблюдатели ОБСЕ.

«У нас не было возможности следить за подсчетом голосов, – рассказывает Клас Бергман. Некоторым наблюдателям не давали даже взглянуть на работу счетной комиссии. Были и явные фальсификации».

Накануне голосования, президент Лукашенко заявил, что выборы будут беспрецедентными по честности. Однако, по мнению наблюдателей ОБСЕ, этого не произошло: согласно полученным данным, в 48% случаев подсчет голосов на избирательных участках велся плохо или очень плохо.
Тем не менее, российское руководство заявило о своей высокой оценке белорусских выборов и подвергло критике позицию ОБСЕ. По словам самого Александра Лукашенко, выборы прошли в полном соответствии с законами Беларуси.

Как отмечает Дэвид Марплс - сотрудник Эдмонтонского университета (Канада, провинция Альберта), в отсутствии оппозиции, представленной в парламенте, высший законодательный орган становится не более, чем фабрикой, где штампуются любые законы, угодные президенту Лукашенко.

«Еще в 1996 году, – говорит он, –когда были приняты поправке к конституции, парламенту была отведена сугубо второстепенная роль в политической жизни Беларуси – по сравнению с президентской властью. Самые важные полномочия сосредоточены в руках президента: он может отправить в отставку премьер-министра. Парламент в этой ситуации превращается в дискуссионный клуб. Тем не менее, складывается впечатление, что в какой-то форме законотворчество в Беларуси все-таки существует: проходят дебаты, и принимаемые законы обсуждаются. По-моему, это имеет существенное значение для президента, желающего сохранить парламент. Другое дело, что он, конечно, не хочет, чтобы в нем была представлена оппозиция».

С 1994 года, то есть с момента своего прихода к власти, Александр Лукашенко железной рукой управляет Республикой Беларусь, жестко контролируя прессу, ограничивая деятельность оппозиции и безжалостно подавляя любые попытки протеста.

ПО словам профессора Колумбийского университета Роберта Легволда, подавление основных гражданских свобод ощущается даже в университетах. По существу, в белорусских вузах введен экзамен на идеологическую лояльность, – отмечает аналитик.

Университеты должны вести учебный процесс в строгом соответствии со стандартам, требованиями и целями режима. В этой сфере на протяжении многих лет идет борьба, но если несколько сот человек выходят на демонстрацию, немедленно начинаются аресты.

«Так, после мартовских выборов 2006 года имели место массовые манифестации – казалось, что начинается очередная «цветная революция», – по крайней мере, так дело представлялось самому Лукашенко, – на Беларусь обрушились репрессии», - вспоминает Роберт Легволд.

По всем этим причинам западное соощество и считает Лукашенко последним диктатором Европы. Только что состоявшиеся выборы продемонстрировали, что если в республике и произошли изменения, то они крайне незначительны.

XS
SM
MD
LG