Линки доступности

Эхо глобального финансового кризиса и геополитические сдвиги в Центральной Азии


Буря на международных финансовых рынках и геополитические последствия российского вторжения в Грузию скажутся на развитии политико-экономической ситуации в Центральной Азии. Это стало очевидно на прошедшем в Нью-Йорке форуме «Инвестиции в Казахстане». Конференция, собравшая высокопоставленных представителей правительства и делового сообщества Казахстана и американских инвесторов и политологов, была запланирована задолго до вооруженного конфликта в Грузии и уж тем более до кризиса на Уолл-стрите, однако эти драматические события стали более чем фоном для прошедших в эксклюзивном клубе «Метрополитен» дискуссий и презентаций.


Ерлан Идрисов
Открывая конференцию, посол Казахстана в США Ерлан Идрисов назвал свое государство «страной возможностей», отметив ее привлекательность для иностранных инвесторов. В прошлом году экономика страны, богатой нефтью, газом, медью, ураном и другими природными ресурсами, выросла на 5,4%. Аналогичный рост ожидается и в этом году. Казахстан предполагает вложить в развитие своей инфраструктуры около ста миллиардов долларов и удвоить объем своей экономики к 2015 году.

Однако, как отмечают эксперты, основным фактором роста экономики в Казахстане до сих пор был банковский сектор, один из самых продвинутых в странах СНГ. Казахские банки заимствовали деньги на международных рынках и затем стимулировали экономику, предоставляя займы местным компаниям и бизнесменам. Сегодня, в условиях кризиса глобальных финансовых рынков, этот механизм может дать осечку.


Карим Масимов
Обращаясь к участникам форума в Нью-Йорке через интернетное телевидение из Астаны, премьер-министр Карим Масимов заверил американских вкладчиков, что в Казахстане «все спокойно». «Мы хотим быть членами международного сообщества и цивилизованного мира», – добавил он. Несколькими днями ранее, выступая на инвестиционном форуме в Алма-Ате, премьер Масимов сказал, что «ситуация на Кавказе не повлияет на стабильность в Центральной Азии, и, в частности, в Казахстане».

В последние годы Казахстан стал региональной державой, которая не только привлекает иностранные капиталовложения, но и сама инвестирует за рубежом. Так, Казахстан опережает США и другие страны по капиталовложениям в Грузии. Казахские инвестиции в этой стране составляют около двух миллиардов долларов и включают контрольный пакет в нефтяном терминале в Батуми.

До сих пор такая экономическая политика Казахстана, одного из ключевых членов Шанхайской организации сотрудничества, сочеталась с политическим курсом на многовекторность, предполагающим ориентацию как на Россию, так и на Соединенные Штаты. Теперь же, по мнению аналитика вашингтонского Фонда «Наследие» Ариэля Коэна, влияние США в Средней Азии может понизиться, и казахская многовекторность будет переориентирована на Москву и Пекин.


Ариэль Коэн
В интервью Русской службе «Голоса Америки» господин Коэн рассказал, что он недавно вернулся из Москвы, и во время его пребывания в российской столице президент Дмитрий Медведев провел встречу Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ) СНГ, где он «всех построил». «Теперь, – продолжил аналитик, – эти семь стран в сфере безопасности будут равняться на Москву».

«В связи с чем возникает вопрос: где кончается безопасность – пушки, танки, самолеты, системы ПВО, и так далее, – и где начинается экономика? Если под флагом коллективной безопасности Россия начнет указывать, какие инвестиционные проекты стоит осуществлять, а какие – нет, это заставит вспомнить Варшавский договор, когда любое отклонение от линии Москвы пресекалось с помощью танков».

«Я надеюсь, что до этого дело не дойдет, и что Грузия останется исключительным случаем. Но, послушав риторику в Москве, я в этом отнюдь не уверен, – сказал Ариэль Коэн. – Вопросы безопасности и экономики всегда тесно связаны, особенно в случае Казахстана или Азербайджана с их запасами нефти и газа. Там все это контролируется достаточно жестко и вертикаль власти отстроена хорошо – и именно поэтому я не уверен, что дисциплина ОДКБ понравится членам этого Договора. У Казахстана, Узбекистана, или Армении есть свои интересы и свои партнеры».

С мнением коллеги не согласился другой участник форума в Нью-Йорке, иностранный член Российской академии наук, экономист Владимир Квинт. В интервью Русской службе «Голоса Америки» он пояснил, что Казахстан в силу географических, исторических и политических обстоятельств должен сохранять хорошие отношения и с Россией, и с Китаем, и с Индией. Однако, по его мнению, говорить об утере влияния США в регионе не приходится.


Владимир Квинт
«Главные экономические партнеры Казахстана – это Европейский Союз и Соединенные Штаты, – сказал Владимир Квинт. – Например, по инвестициям в Казахстане Россия не входит даже в первую пятерку. Нужно понимать, что Казахстан будет по-прежнему сохранять баланс. Шанхайская организация важна, но Казахстан позиционирует себя на глобальном рынке, поэтому для этой страны очень важны отношения с США. Кроме того, для Казахстана, как и для России, очень важна переориентация с сырьевой экономики на инновационную – а все технологии приходят с Запада».

На форуме в Нью-Йорке были отмечены и проблемы, тормозящие экономическое развитие Казахстана. Так, посол Идрисов признал, что в его стране еще многое предстоит сделать для повышения уровня государственного управления и искоренения коррупции. Приоритетным направлением назвал борьбу с коррупцией и Ариэль Коэн: «В Казахстане коррупция временами выходила за рамки, и поэтому ее постоянно приходится душить и гасить, чтобы она не разъела и не съела всю экономику».

В прессе время от времени появляются сообщения, указывающие на то, что коррупция в Казахстане достигает самого высокого государственного уровня. В Нью-Йорке уже более двух лет дожидается суда американский гражданин Джеймс Гиффен, которому предъявлены обвинения в том, что он давал взятки высшим руководителям Казахстана, включая президента Нурсултана Назарбаева, в обмен на нефтяные концессии.

Экономист Владимир Квинт относит Казахстан, равно как и Россию, к «олигархическим возникающим рынкам». «Коррупция и влияние отдельных групп там крайне сильны, – констатирует он. – Тем не менее вектор движения Казахстана, в особенности его финансового сектора, движется в сторону демократизации и открытости. Я думаю, что в скором времени развитие и становление финансовых институтов значительно осложнит жизнь коррупционерам».

Владимир Квинт, чья книга, «Глобальный возникающий рынок: стратегическое управление и экономика» только что вышла в нью-йоркском издательстве Routledge, приводит пример Китая, где с развитием рыночных механизмов уровень коррупции существенно снизился. «Я думаю, что сегодня политическая воля Назарбаева сориентирована на перестройку рынка, – продолжает господин Квинт. – В свое время генерал Пиночет ввел в Чили диктатуру, а потом добровольно ушел в отставку, и теперь там демократия… Присутствие ведущих международных коммерческих и инвестиционных банков, аудиторских компаний, юридических фирм резко усиливает прозрачность рынка и снижает уровень коррупции».


Галимжан Пирматов
Вопрос о том, как быстро возникающий рынок в Казахстане сможет избавиться от прилагательного «олигархический», остается открытым. Отвечая на замечание Ариэля Коэна о необходимости снижения роли государства в экономике, заместитель министра экономики и бюджетного планирования Казахстана Галимжан Пирматов сказал, что в ближайшие годы не следует ожидать масштабной приватизации.

Какими бы ни были геополитические реалии, Казахстан остается тесно привязан не только к глобальному, но и к российскому рынку. Эксперты отмечают, что если вкладчики испытывают страх и недоверие к возникающим рынкам, это скажется на инвестициях и в России, и в Казахстане.

Что касается кризиса финансовых рынков в России, Владимир Квинт считает, что там – своя специфика и, по его мнению, нельзя напрямую связывать российский кризис с глобальным: «Причины российского кризиса нужно искать в интересах отдельных групп, – объяснил он. – В России это выгодно прежде всего олигархам. Когда рынок падает, иностранные инвесторы бегут. Миноритарии продают свои акции, а приобретают их те группы, которые хотят получить контроль над компаниями. Для этих олигархических групп – или просто крупных бизнесменов, которые хотят, например, избавиться от западных партнеров – этот кризис исключительно выгоден».

XS
SM
MD
LG