В отличие от своих именитых собратьев и сестер - «оскара», «тони», «эмми», «сезара» или «ники» – «стелла» не получила громкой известности. Быть может, потому что премия под таким названием - виртуальна, а церемония ее вручения не проводится. Узнать имена лауреатов можно либо на сайте учредителя награды – американского журналиста Рэнди Кассингема, либо в выпускаемом им ежегоднике судебных постановлений о выплате компенсаций жертвам неосторожных поступков.
Виртуальную премию Кассингем назвал в честь Стеллы Либек, чья история прогремела несколько лет назад. Напомним: 80-летняя жительница штата Нью-Мексико купила в «Макдональдсе» картонный стаканчик с кофе, сняла с него крышку, поставила на сидение автомобиля, зажала коленями и двинулась в путь. На первой же выбоине горячий кофе выплеснулся из стаканчика и обжег бабушке Стелле ноги – настолько ощутимо, что ей пришлось ехать в больницу.
Ожоги залечили, история стала ходячим анекдотом и со временем вполне могла бы забыться. Но ее услышал проницательный адвокат, надоумивший г-жу Либек подать на «Макдональдс» в суд. Основание? Во-первых, кофе был отпущен потребителю слишком горячим. Во-вторых, на картонном контейнере не было предупреждения о том, что горячий кофе может причинить ожоги.
Шестеро присяжных в Нью-Мексико согласились с доводами истицы и присудили ей компенсацию в размере 2 миллионов 700 тысяч долларов. Судья снизил сумму штрафа до 480 тысяч. «Макдональдс» предложил Стелле уладить дело за гораздо меньшую сумму. Пострадавшая, обжегшись на кофе, согласилась.
Масштаб окончательной компенсации оглашен не был, но назначенные жюри миллионы настолько поразили воображение публики, что Стелла Либек стала символом причудливых компенсаций.
Четырнадцатого сентября, в годовщину памятного кофеизлияния, Рэнди Кассингем обычно оглашает имена призеров. В нынешнем году они стали известны заранее. Мы выбрали несколько случаев, наиболее характерных. (Примечание: суммы выплат за причиненный ущерб – не окончательные, поскольку чаще всего становятся объектами закулисных договоренностей).
Терренс Диксон из Пенсильвании, решив ограбить дом, хозяева которого отправились в отпуск, проник в пустой гараж. Но войти в дом не сумел – внутренняя дверь из гаража оказалась ему не под силу. В довершение неудачи наружная дверь в гараж захлопнулась, и Терренс оказался взаперти. Так он и просидел 7 (семь!) суток, питаясь найденными собачьими галетами и «кока-колой». Хозяева, вернувшись с отдыха, вызволили незадачливого грабители. Присяжные сочли, что страховая фирма должна выплатить Диксону полмиллиона долларов за страдания, понесенные из-за неисправной гаражной двери…
Эмбер Карсон, будучи в ресторане в Филадельфии, поскользнулась на полу в луже пролитого коктейля, упала и сильно ушибла копчик. Суд потребовал от владельца ресторана выплатить женщине 113 тысяч долларов. При этом присяжные игнорировали тот факт, что лужа на полу образовалась за 30 секунд до инцидента, когда Эмбер выплеснула коктейль в лицо своему бойфренду, отпустившему по ее адресу нелестное замечание.
Кара Уолтон из Делавэра попыталась влезть в ночной клуб через окно в дамском туалете, чтобы не платить за вход. Окно оказалось настолько высоким, что когда г-жа Уолтон упала на пол, то сломала два передних зуба. Присяжные постановили, что клуб должен оплатить расходы на дантиста в 12 тысяч долларов.
А чемпионом среди соискателей «стеллы» прошлого года Кассингем признал Мерву Гразински из Оклахомы. Она купила автокемпер Winnebego, выехала на шоссе, перевела управление на автопилота (cruise control), и отправилась в кухонный отсек дома на колесах приготовить себе сэндвич. Машина, как и положено, продолжала двигаться по прямой, на первом же повороте съехала в кювет, где и перевернулся. Г-жа Гразински решила судиться с фирмой Winnebego, поскольку в инструкции по вождению она не указала необходимость присутствия водителя за рулем после включения автопилота. Присяжные согласились с ней, предписав Winnebego уплатить $1.750.000.
Кто следующий? Об этом мы узнаем в следующем году.