Линки доступности

Новости Голливуда: «Герцогиня»


Британские дистрибьюторы очень английского фильма «Герцогиня» (The Duchess) придумали не слишком тактичную, но, возможно, действенную маркетинговую уловку. Они сняли рекламный ролик-трейлер, в котором использовали хронику из жизни трагически погибшей принцессы Дианы, чтобы сравнить ее жизнь с судьбой ее пра-пра-пра-пра-тетушки герцогини Джорджианы Девонширской, в девичестве, как и Диана, леди Спенсер.

Обе женщины из благородного рода Спенсеров действительно были окружены богатством, славой и восхищением, были предметом светских сплетен и имели нормальные человеческие слабости, которые им по социальному положению не были дозволены.

Можно было бы предположить, что сценаристы Джеффри Хэтчер, Андрес Томас Дженсен и Сол Дибб (он поставил картину как режиссер) пойдут на энергичное сравнение двух экстраординарных женщин. Но когда смотришь фильм, к этому выводу приходишь не на уровне эмоций, а скорее чисто интеллектуально.

Картина, снятая по одноименной книге Аманды Форман, поставлена в спокойной, может быть, слишком спокойной манере, больше напоминающей пышные экранизации BBC, чем, скажем, недавнее энергичное кинематографическое переосмысление романа Джейн Остин «Гордость и предубеждение», в котором у талантливого режиссера Джо Райта главную сыграла Кира Найтли, на сей раз играющая в «Герцогине» заглавную роль.

Молодой актрисе роль герцогини удалась на славу. Она, кроме своей природной красоты, которую только украшают аутентичные сложные наряды и не менее сложные прически XVIII-го века, сумела передать широкую гамму чувств – от материнской любви до страданий нелюбимой жены холодного мужа-герцога (Рэйф Файнс).

Герцогиню, смело вторгающуюся в сложную политику того времени, когда Америка откалывалась от Англии, когда во Франции зрела революция (темы, которых фильм почему-то касается вскользь), любит вся страна. Кроме... ее собственного мужа, который видит в ней лишь производительницу необходимого по законам наследования и традиции наследника мужского пола. А у Джорджианы поначалу рождаются только девочки. Более того, безразличный к ней муж находит достаточно страсти для редкой для того времени «разведенки» леди Бесс Фостер (Хэйли Этвелл), и даже поселяет ее в своем замке вместе с женой.

Джорджиана в силу условностей того времени и среды вынуждена терпеть все эти унижения, хотя находит и некоторое (хотя и недолгое) утешение в объятиях Чарльза Грея (Доменик Купер) – будущего премьер-министра, чьим именем позже будет назван популярный сорт чая Earl Grey.

Несмотря на отсутствие тогда у женщин права голоса, герцогиня Девонширская прославилась не столько своими скандальными любовными приключениями и пристрастием к азартным играм и алкоголю, сколько небывалым для того времени активным участием в политической жизни страны. Сегодня, когда Маргарет Тэтчер вошла в историю как этапный премьер-министр Великобритании, а в Америке почти стала президентом женщина, такие политические страсти кажутся старомодными. Но кому-то надо было начинать!

И все-таки фильм не столько о политике и протофеминизме, хотя все это в картине есть. Если она и тронет сердца, то личной историей Джиорджианы и ее отношениями с мужем и лучшей подругой, ставшей «третьей лишней» в доме.

Рэйф Файнс – актер тонких нюансов. Он с одинаковой неброской силой показывает и холодность своего персонажа, и его внутреннюю закрепощенность, зависимость от условностей тогдашнего общества. Его герцог Девонширский – тоже в некотором смысле жертва воспитания и обстоятельств.

Если не искать в фильме аллюзий с современностью, то он являет собой добротную костюмную мелодраму. Благородную, но, как и все английское, порой слишком холодную.

XS
SM
MD
LG