Линки доступности

Пикет протеста в Москве в память об убийстве Магомеда Евлоева


Четвертого сентября в Москве состоялся пикет протеста в память об убийстве оппозиционного политика, журналиста и адвоката, владельца сайта Ингушетия.ру Магомеда Евлоева.

Пикет планировалось провести на Старой площади. Но власти запретили проведение акции оппозиции рядом с администрацией президента. Поэтому траурный пикет пришлось совместить с еженедельным антивоенным митингом в Новопушкинском сквере. В пикетировании приняли участие редакция журнала «Дош», правозащитный центр «Мемориал», Комитет антивоенных действий, Объединенный Гражданский Фронт, движения «Мы», «Оборона», АКМ, Исламский Комитет России, Ингушское молодежное движение «Наследие».

Инициатор нынешней акции протеста Анна Каретникова – юрист, литератор, координатор Антивоенного Клуба, прокомментировала Русской службе «Голоса Америки», чего же добиваются пикетчики.

Марк Львов: Анна, на чем основано ваше утверждение, что убийство Магомеда Евлоева никак нельзя назвать случайным?

Анна Каретникова: Во-первых, известно, что сайт Евлоева Ингушетия.ру долго преследовали, его переадресовывали, закрывали, потом его запретили по суду. Во-вторых, нынешний президент Ингушетии Зязиков чуть ли не открыто угрожал Евлоеву, крайне негативно отзывался о его деятельности. В-третьих, что значит случайный выстрел в висок? Даже представитель Следственного комитета в интервью «Известиям» признал, что такое ранение очень тяжело получить в драке. Кроме того, совершенно непонятно, почему Евлоева задержали сразу в аэропорту по делу, где он якобы проходил свидетелем. И никто даже не знал до этого, что такое дело возбуждено.

Ситуация более чем странная. Но она, к сожалению, логично укладывается в общую картину обстановки в этой республике, где уже стали нормой убийства при задержании людей. За два последних года в этой некогда относительно спокойной северокавказской республике положение стало катастрофическим. Там людей гибнет уже больше, чем Чечне.

М.Л.: Вы считаете, что этому беззаконию в Ингушетии кто-то может сейчас положить конец?

А.К.: Я не знаю такого человека, который мог бы сегодня сразу остановить этот процесс. Пока нет независимых судов, свободных средств массовой информации. Пока царит произвол правоохранительных органов. Это общероссийская проблема. Просто на Кавказе, в той же Ингушетии, это проявляется особенно остро. Но я думаю, что если бы наш президент Дмитрий Медведев действительно хотел бы что-то изменить к лучшему, то он мог бы сейчас отстранить от должности главу Ингушетии Зязикова. Я просто не пойму, почему федеральный центр до сих пор его покрывает…

М.Л.: И кто мог бы сегодня заменить его в республике?

А.К.: По-настоящему это должен решать сам ингушский народ. Но думаю, что сейчас Москва кого ни назначит, все равно хуже уже не будет. Ну, например, того же Руслана Аушева. Я вовсе не лоббирую его кандидатуру, но помню, что при нем в республике даже в гораздо более тяжелое время был мир.

М.Л.: Можно ли нынешний факт убийства владельца оппозиционного сайта Ингушетия.ру рассматривать как последний звонок российскому медиа-сообществу? Дескать, все – время всех независимых СМИ закончилось, и теперь идет зачистка интернет-пространства?

А.К.: Да, есть, конечно, такое чувство тревоги. Но, с другой стороны, сколько уже было этих «последних звонков», связанных с убийством журналистов! Однако мы должны привлекать внимание нашего общества к этой проблеме. Конечно, тех, кто расправился с Магомедом Евлоевым, ждет суд истории. Но сейчас мы требуем проведения независимого расследования.

М.Л.: Анна, вы предполагаете, что если сейчас федеральные власти закроют глаза на убийство одного из лидеров ингушской оппозиции, то в этой республике резко поднимутся сепаратистские настроения? Ведь на траурном митинге в Назрани уже раздавались призывы к выходу из Российской Федерации…

А.К.: Вот тут я расхожусь с уважаемой мною ингушской оппозицией. Я считаю, что она не полностью озвучивает позицию всего ингушского народа. Да, наверное, такие единичные призывы – это просто крик отчаяния, желание привлечь внимание к своему тяжелому положению. Ингушетия сегодня очень бедная дотационная республика. Там огромная безработица. Надо дать людям работу, помочь детям и старикам, обеспечить элементарные права жителей на безопасность. Однако призывы к отделению, к новому конфликту на Кавказе этому никак не способствуют. Надо же ставить перед собой реальные цели. Вот добиться отставки Зязикова – это, пожалуй, реально.

Я считаю, что мы, активисты оппозиции, правозащитники, и в Ингушетии, и в Москве, и в других регионах страны, наоборот, должны объединяться. Действовать сообща, отстаивая права всех наших граждан, где бы они не проживали.

XS
SM
MD
LG