Линки доступности

Миллиард долларов США для Грузии


Как Грузия намерена израсходовать миллиард долларов американской помощи, о предоставлении которой объявила 3 сентября государственный секретарь США Кондолиза Райс? Что предпримет грузинское руководство для восстановления военной инфраструктуры страны? На эти и другие вопросы Русской службы «Голоса Америки» ответил по телефону из Тбилиси профессор Владимер Папава, член комитета по финансам и бюджету парламента Грузии до июня 2008 года, старший научный сотрудник Грузинского Фонда стратегических и международных исследований, до 2000 года занимавший пост министра экономики Грузии.

Инна Дубинская: Правительство Соединенных Штатов приняло решение предоставить Грузии миллиард долларов для восстановления экономики и инфраструктуры. На что в первую очередь должны быть потрачены эти средства?

Владимер Папава: С самого начала надо подчеркнуть, что один миллиард долларов полностью исключает расходы на военные цели. То есть это исключительно гуманитарные цели: очень много пострадавших, очень много разрушений, городов, сел. Этот миллиард должен пойти на гуманитарные и социальные цели, а также на восстановление разрушенной инфраструктуры.

Но здесь надо учесть еще следующий момент: кроме американских денег, грузинское правительство будет получать помощь и из других источников, в том числе и от Европейского Союза. Возможно, будет помощь и от отдельных стран ЕС. Не говоря уже о том, что Международный валютный фонд также заявил о создании новой Программы Грузии. В рамках этой программы Грузии будет выделяться 750 миллионов долларов. По всей видимости, и Всемирный Банк предложит свою программу.

В рамках всех этих денежных потоков очень важно иметь хорошо запланированную систему использования этих денег. Нужна очень тщательная проработка, координация использования этих денег, чтобы какие-либо сферы не остались без помощи. Это – во-первых. А во-вторых, нужно, чтобы эти программы друг друга не перекрывали. Поэтому грузинскому правительству придется работать со всеми донорами вместе, и прежде всего с Соединенными Штатами, чтобы определить те приоритеты, на которые будут расходоваться эти деньги. Грузии придется закупать некоторое оборудование за границей, где будет израсходована часть этих денег. Другая часть будет непосредственно расходоваться в самой Грузии.

Что же касается денег Международного валютного фонда, они пойдут на стабилизацию денежно-валютной системы Грузии, деньги получит Национальный Банк Грузии. А что касается денег США, то они пойдут непосредственно на гуманитарные и экономические цели.

И.Д.: Поскольку эти деньги не предназначены для восстановления военной инфраструктуры, справится ли ваша страна самостоятельно с решением этой задачи?

В.П.: Я думаю, что это та задача, с которой в Грузии справятся самостоятельно. В этом будут участвовать страны НАТО. Военный компонент будет рассматриваться самостоятельно, вне рамок этого одного миллиарда, потому что сейчас Грузия стала еще более реально кандидатом на вступление в НАТО, чем это было несколько месяцев тому назад.

И.Д.: В России так не считают, более того, президент Медведев назвал президента Саакашвили «политическим трупом». Что вы можете сказать по этому поводу?

В.П.: Каждый человек выражается в меру своей воспитанности, вот и все. Весь мир поддерживает Саакашвили, а господин Медведев выражается очень даже непристойной терминологией. Любой политик, кто бы он ни был, – наш президент, российский президент, – должен всегда придерживаться той терминологии, которая принята в международных отношениях, в дипломатическом мире. Когда президенты срываются, это говорит, что они или не сильно подготовленные в этом плане люди, или это свидетельствует о мере их воспитанности.

И.Д.: В ближайшее время Евросоюз намерен отправить до двухсот наблюдателей в районы, пострадавшие от военного конфликта. Насколько эффективной вы считаете эту меру международного сообщества?

В.П.: В любом случае любые международные наблюдатели очень важны, они будут способствовать гарантиям тех обязательств, которые взяли обе воюющие стороны. Поэтому чем больше будет таких наблюдателей, чем больше разных международных организаций будут вовлечены в это дело, тем лучше. И не только для Грузии, но и для России.

И.Д.: Чем это лучше для России?

В.П.: Дело в том, что Россия выпала сейчас из рамок международных отношений, общепринятых рамок. Поэтому Россия сейчас подвергается серьезной критике не только со стороны США, но также со стороны Европейского Союза, практически со стороны всего цивилизованного мира. Это отражается и на том, что сейчас из России начался отток капитала. Если Россия в ближайшее время не вернется в формат международных общепринятых правил, последствия для российской экономики – безотносительно даже к введению каких бы то ни было санкций – будут еще хуже. Так что Россия должна показать, что она соблюдает общие международные правила принятых отношений, а вовлечение международных наблюдателей будет способствовать просто доверию к российским действиям, если наблюдатели скажут, что Россия выполняет все взятые перед мировым сообществом обязательства.

XS
SM
MD
LG