Международные правозащитные организации - Комитет Защиты Журналистов и Международная Амнистия обратились к российским властям с призывами провести расследование убийства Магомеда Евлоева – создателя и владельца вебсайта «Ингушетия.ру». Его убили представители правоохранительных органов 31 августа во время ареста в аэропорту Магас в Ингушетии.
Уже сегодня трудно усомниться в том, что убийство Евлоева резко изменило обстановку в небольшой северокавказской республике, которую давно называют самой горячей точкой на территории России. В понедельник на митинге в Назрани собравшиеся, возмущенные произволом федеральных и местных властей, потребовали выхода Ингушетии из состава РФ. Стремясь воссоздать как можно более полную картину происходящего, Русская служба «Голоса Америки» взяла интервью у главного редактора вебсайта «Ингушетия.ру» Розы Мальсаговой.
Инна Дубинская: Итак, в Ингушетии произошло еще одно политическое убийство. Кому и зачем понадобилось физическое устранение Магомеда Евлоева, владельца оппозиционного вэбсайта «Ингушетия.ру»?
Роза Мальсагова: Этого убийства следовало ожидать, и Магомед хорошо это сознавал. Во время нашей последней встречи он убеждал меня не возвращаться в Ингушетию, – именно потому, что опасность расправы была вполне реальной. Магомед считал необходимым провести митинг в Брюсселе, столице ЕС, в знак протеста против бесчинств, которые вот уже на протяжении 8 лет творят в Ингушетии российские федеральный власти и их ставленник Зязиков.
Убийство Магомеда Евлоева санкционировано непосредственно Муратом Зязиковым. Я говорю об этом прямо, и со всей ответственностью бросаю ему обвинение. Кровь Евлоева – на нынешнем президенте Ингушетии.
Ему такое не впервой. На нем кровь сотен ингушей. Среди его жертв – дети, беременные женщины, молодые парни в возрасте от 16 до 30 лет. Восемь лет генофонд ингушского народа планомерно уничтожается – с согласия президента Зязикова и под его непосредственным руководством. Единственный способ остановить эту бойню – это немедленная отставка Зязикова.
И.Д.: Власти Ингушетии не только расправились с Евлоевым, но и распорядились закрыть созданный им вебсайт «Ингушетия.ру». Неужели вебсайт представлял такую опасность для правительства республики?
Р.М.: До тех пор пока жив хотя бы один член редколлегии, наш вебсайт будет продолжать свою работу. Несмотря на то, что со вчерашнего дня доступ к нам чрезвычайно затруднен – нас блокируют даже в Европе – мы, как и прежде, делаем свое дело.
А опасность для властей мы представляем по одной-единственной причине: мы освещаем реальную ситуацию в республике – вот и все. Ведь официальные СМИ молчат об убийствах, ежедневно происходящих на ингушской земле. О том, что каждый день в Ингушетии отстреливают представителей силовых структур, уничтожают гражданское население, арестовывают журналистов. О том, что люди исчезают без суда и следствия. О том, что по республике рыщут эскадроны смерти, и им потворствует президент – генерал федеральной службы безопасности!
И.Д.: На митинге в Назрани звучат требования о независимости Ингушетии. Что это, по Вашему мнению: результат возмущения, вызванного очередной расправой, или такие настроения назревали уже давно?
Р.М.: Это следствие творимого в республике беспредела. Даже в девяностые годы – самые тяжелые для нас – мы всегда оставались в составе России. Но люди отчаянно ищут выхода, ищут способа остановить кровавую вакханалию, развязанную Зязиковым и его кремлевскими покровителями. Вот они и задумываются о независимости. Будет ли это требование реализовано – это должно зависеть только от воли народа.
И.Д.: Играет ли бывший президент Ингушетии Руслан Аушев какую-либо роль в разворачивающихся событиях?
Р.М.: К происходящему сегодня Аушев не имеет никакого отношения. Он давно ушел из политики – и не желает даже комментировать последние события. После прихода Зязикова к власти, само имя первого президента Ингушетии оказалось под запретом, все данные о нем были удалены даже из интернета – по прямому указанию Зязикова. Однако авторитет его и сегодня непререкаем. Конечно, в годы его правления были свои проблемы, но для ингушского народа Руслан Султанович по-прежнему остается человеком чести, воли и огромного мужества.
И.Д.: Роза, как бы Вы определили задачи вебсайта «Ингушетия.ру» сегодня?
Р.М.: Если бы мы прекратили выпуск «Ингушетии.ру», то это стало бы просто-напросто предательством памяти Магомеда. Вебсайт составлял самый смысл существования этого человека. Мы все – его соратники. Повторяю, пока хотя бы один из нас может писать и имеет выход в интернент, мы будем продолжать работу.
И.Д.: Трагические события в Ингушетии развернулись на фоне конфликта вокруг Абхазии и Южной Осетии. Как известно, российские власти признали их независимыми государствами. Существует ли сходство между процессами, происходящими на юге и на севере кавказского региона?
Р.М.: Безусловно. России необходимо подчинить Кавказ, разъединив, расколов проживающие здесь народы. О последствиях федеральные власти не думают. Им безразлично, что завтра в Южной Осетии, в Северной Осетии, в Грузии начнется кровавая бойня. Ведь люди никогда не согласятся с тем, что их выселяют из домов, убивают без суда и следствия, что им не дают возвращаться в свои родовые селения, к могилам предков. Кто бы мы ни были – мусульмане или христиане – все мы дети Кавказа. Но Путинской ментальности эта мысль недоступна.
И.Д.: Как Вы думаете, те принципы, на основании которых Россия признала независимость Южной Осетии и Абхазии, – применимы ли они к Ингушетии?
Р.М.: Теоретически – да. Но практически российская власть никогда не допустит их применения. Скорее – начнет уничтожать нас, как уничтожала чеченцев.
И.Д.: Роза, спасибо Вам за это интервью. Желаю вам здоровья и сил.
Р.М.: Я хочу поблагодарить вас за поддержку. Мы будем бороться, сколько хватит сил. 3 сентября во всех европейских столицах у российских посольств пройдут пикеты, чтобы привлечь внимание европейцев к трагедии в Ингушетии. Главный лозунг – немедленная отставка Зязикова.