Если понадобится сделать видеоклип для МTV для промоушена фильма «Рок-н-рольщик» (RocknRolla), тяжело работать не придется. Фильм поставлен режиссером Гаем Ричи в визуальной и монтажной эстетике рок-видео. Чуть покроишь электронными ножницами – и клип готов!
Но одной визуальности (оператор Дэвид Хиггс) хватило бы только на видеоклип, а перед нами полнометражный художественный фильм. Сразу скажу, что на фоне традиционного голливудского занудства, красиво именуемого американским реализмом (очень сходным, между прочим, с социалистическим) картина Гая Ричи ощущается как порыв свежего ветра.
Но свежесть художественного бриза быстро сменяется зловонием лондонского дна, летописцем которого сделался мальчик из благородной семьи Гай Ричи, ныне муж Мадонны, кроме этого брака, известный также как постановщик фильмов «Карты, деньги, два ствола» (1998) и «Большой куш» (2000), эстетически (или, может, лучше сказать – антиэстетически?) сходных с «Рок-н-рольщиком».
Российское прокатное название не вполне отражает суть фильма. В нем есть некий наркоман – рок-звезда Джонни (Тоби Кеббел), но этот персонаж скорее резонер, чем центр рассказываемой истории. По существу, единого центрального персонажа и нет. Есть, как и во всех картинах Ричи, эклектический набор эксцентрических характеров и несколько пересекающихся сюжетных линий, скрепленных ненормативной лексикой. Как выразился один из моих знакомцев: «Мы матом не ругаемся, мы на нем разговариваем».
На сей раз любопытного Ричи интересуют перемены, происходящие на лондонском дне, где согрешивших против законов уголовного братства скармливают агрессивным американским ракам, заброшенных в Темзу в 20-х годах прошлого столетия. Этот американский импорт благополучно съел местных родственников и в фильме выступает символом поедания друг друга разными разновидностями криминального мира.
«Старая школа» гангстеризма, представленная доном местной мафии Ленни Коулом (Том Уилкинсон), который держит в кармане местных политиков и бюрократов, сталкивается с новой породой бандитов, которые не признают кодекса воровской чести. Вся заваруха в фильме основана на сделке, которую Ленни заключает с неким русским миллиардером Юрием Обомавичем (Карел Роден), вкладывающим миллионы в лондонскую недвижимость.
У Юрия есть умная и сексапильная темнокожая бухгалтерша Стелла (Тэнди Ньютон), которая не прочь отщипнуть от его пирога, и для этого вступает в отношения (в том числе и интимные) с мелким гангстером по кличке Раз-Два (Джерард Батлер). И еще у него есть своя, прошедшая школу «горячих точек» русская гвардия, говорящая в картине по-русски с довольно тяжелым акцентом, которая вступает в борьбу с британскими выскочками.
Фильм в целом сатирически показывает новую реальность, при которой деньги с Востока меняют на ходу правила игры и повышают ставки, делая их большими, чем жизнь. Что стоит жизнь человеческая на фоне растущих, как грибы, лондонских небоскребов?!
В реальной жизнь связь разных элементов общества, в том числе и новых пришельцев с Востока Европы, пытающихся нажиться на буме недвижимости, наверняка не столь очевидна. Но искусство позволяет сконцентрировать все важное, что волнует автора (Ричи написал и сценарий), в одной многоплановой истории. В истории такое уже случалось не раз – бандиты хотят стать предпринимателями и часто ими становятся.
Что касается «русской» стороны фильма, то – хотел того автор или нет – он показывает русских персонажей пусть порой и карикатурно (Юрия, однако, он представляет вполне серьезно, и даже не без симпатии), но и как силу, с которой нужно считаться.
Бедные английские гангстеры. И их достала глобализация!