Линки доступности

Существует ли Западная Европа?


Старые советологи не умирают — они просто выжидают, когда предмет их изучения вновь появиться на международной арене. Эта мысль пришла мне в голову по поводу заметки одного из ветеранов, Уолтера Лакера, появившейся в сетевой публикации Гарварда. Заметка, теоретически посвященная взаимоотношениям России с Ближним Востоком, пытается сделать какие-то выводы из ее внезапного обращения к неприкрытой силовой политике.

Лакер начинает с парадокса: в то время, как весь мир поражается непредсказуемости Москвы, он утверждает, что Кремль на самом деле куда предсказуемее Белого Дома. Вот примерный ход его мысли. Владимир Путин назвал в свое время развал Советского Союза величайшей катастрофой XX столетия. Теперь он, - как, по мнению Лакера, и следовало ожидать, - приступил к ликвидации последствий этой катастрофы.

Согласно сценарию, который рисует автор, все должно пойти довольно гладко. После Грузии наступит черед Беларуси и Украины, которые, наученные горьким уроком, сильно противиться не будут. Затем новый нефтегазовый гигант укротит свои бывшие колонии в Восточной Европе. Что же касается Западной, то, по словам Уолтера Лакера, «было бы преувеличением сказать, что ее не существует, но она, конечно же, ничего из себя не представляет».

Речь, по словам Лакера, идет на этот раз не об изменении строя в других странах и экспорте идеологии, поскольку статус нефтегазового государства не экспортируется. Просто им дадут понять, каковы реальные пределы их свободы во внешней политике, и будет введена какая-то степень цензуры.

Иными словами, советология, как мы видим, для Уолтера Лакера не то что не закончилась — она никогда и не прерывалась.

Позволю себе выразить несогласие. Предсказуемость нынешней России автор сильно преувеличивает, хотя известная последовательность в том, что благоприятные прогнозы маловероятны, просматривается.

В старину западные советологи, как известно, смотрели, кто где стоит на трибуне Мавзолея. Сегодня у них отняли и эту игрушку. Вот простая задачка из «новой советологии»: кто сегодня управляет Россией, играющей мускулами?

Бывший президент Путин выдвинул на свое место Медведева, а сам ушел в относительную тень премьерства, захватив с собой часть президентских полномочий. Логично ожидать, что Медведев — лишь марионетка, «зиц-председатель» по терминологии Ильфа и Петрова. В таком случае ему, по крайней мере, должны были расписать роль, что и где говорить. Но вскоре после вторжения в Грузию стало ясно, что Медведев ни пообещать, ни пригрозить толком не в состоянии, и Кондолиза Райс подвергла дипломатический язык испытанию, фактически публично назвав российского президента лжецом.

С другой стороны, если парадом все-таки командует Путин, грузинская операция должна была изначально иметь какой-то план. Очевиднее всего: вступить в Тбилиси, сместить Саакашвили и посадить на его место кого-то более удобного. Вместо этого войска целые дни большей частью протоптались на месте, уничтожая военную технику и полицейское имущество, а попутно и мародерствуя. Если это — начало плана восстановления империи, то разве не могли его расписать хотя бы на несколько дней вперед?

Явную ошибку Лакер допустил и в отношении Восточной Европы, где российская акция вызвала не столько панику, сколько консолидацию, и лидеры ряда стран продемонстрировали солидарность с Грузией, посетив ее столицу.

Похоже на то, что попытка угрозы не только не возымела действия, но может даже привести к сближению Восточной Европы с США. А что касается вопроса о том, существует ли Западная Европа, то его, в конечном счете, решать самой Западной Европе.

Вот и говори после этого, что старый конь борозды не портит.

XS
SM
MD
LG