Линки доступности

Антивоенный митинг в Москве: «Остановить войну на Кавказе»


Митинг под таким лозунгом прошел в столице России на Чистых прудах 25-го августа. В нем приняли участие активисты общественных, молодежных и правозащитных организаций, таких как «За права человека», Объединенный гражданский фронт, Московская Хельсинская Группа, Оборона, Смена, Свободные радикалы, Народно-демократический союз.

Подробнее об этой акции редакции Русской службы «Голоса Америки» рассказал один из ее главных организаторов волонтер-правозащитник Михаил Кригер.


Марк Львов: Михаил, обычно антивоенные митинги проходят в Москве по четвергам на Пушкинской площади… Почему здесь и сейчас?

Михаил Кригер: Те митинги связаны с событиями в Чечне, и вокруг нее на Северном Кавказе. А этот посвящен конфликту, который произошел между Россией и Грузией. Сейчас война уже перебралась через Главный Кавказский хребет. И мы считаем, что ее надо срочно остановить и выполнить все условия, которые записаны в плане Саркози – Медведева. Лично я считаю, что речь должна идти не об отводе за какую-то линию, а о выводе всех российских войск с грузинской территории. Мое мнение, что ввод российских войск на территорию Грузии – это такая же оккупация, как и вторжение советских войск в Чехословакию ровно 40 лет назад.

М.Л.: Многие российские и некоторые западные политики полагают, что неоправданно проводить параллели между этими двумя событиями? Ведь Советский Союз и современная Россия – это все-таки принципиально разные государства…

М.К.: Да, государства разные, но стиль поведения в последние годы становится все более похожий. Я считаю, что этот совершенно недопустимый по своей жестокости обстрел, который учинил Саакашвили в Цхинвали, все-таки был спровоцирован действиями российской стороны. Взять полеты российских военных самолетов над грузинской территорией или сбитый грузинский беспилотный летательный аппарат, или ввод российских железнодорожных войск в Абхазию… Или возьмем обстрелы грузинских сел со стороны Южной Осетии накануне нынешней войны. Я думаю, что такие вещи без потакания и прямой материальной поддержки российской армией были бы просто невозможны. Наконец, посмотрите, как все было подготовлено и скоординировано: молниеносные действия армии, авиации и флота…
Еще я вижу прямые параллели между походом Басаева в Дагестан в 1999-м году, с которого, как мы помним, и началась вторая чеченская война, и этой провокацией в Южной Осетии, когда южноосетинские ополченцы начали обстрелы грузинских сел. А затем уже грузинская армия вошла в Цхинвали. И там, и здесь, я убежден, была спланированная провокация с российской стороны.

М.Л.: Но в итоге грузинская армия ночью разбомбила город с мирным населением?

М.К.: Я отнюдь не собираюсь защищать Саакашвили за действия в Цхинвали. Со всем этим еще предстоит разбираться пусть даже международному суду. Но меня, прежде всего, волнует, как ведет моя собственная страна. Я гражданин России и отвечаю за ее действия. И я хочу сказать, что, несмотря на такую контрастную «черно-белую» картинку российского телевидения, не все еще люди в нашей стране потеряли способность самостоятельно мыслить и заявлять о своей позиции. Наш сегодняшний лозунг: «Граждане, Отечество в опасности! Наши танки на чужой земле». Мы, правозащитники, намерены и дальше проводить уличные акции, а также организовать дискуссии со сторонниками прокремлевских общественно-политических движений. Им легко устроить пикетирование грузинского посольства в Москве, но куда труднее будет обосновать свою позицию в открытой полемике с оппонентами.

М.Л.: Сегодня, как раз во время проведения вашего антивоенного митинга, Совет Федерации РФ поддержал обращение непризнанных республик Абхазии и Южной Осетии о признании их независимости. На Ваш взгляд, это шаг к миру или к новой войне на Кавказе?

М.К.: Мне непонятна логика этих действий. Ну, допустим, Россия признает независимость Южной Осетии, а что дальше с ней делать? Присоединять? Но это же скандал на весь мир. Тогда просто продолжать «кормить» другое государство? Ну, хорошо, сегодня нефтедолларов завались, а завтра? И сколько это донорство будет продолжаться? У нас что, в стране нет своих неотложных социальных программ и нет своих депрессивных регионов? Поэтому сегодняшнее решение верхней палаты парламента, с моей точки зрения, совершенно бесперспективно. Это такое подростковое поведение в политике. Желание насолить какому-то заокеанскому дяде. Вообще нынешняя российская власть поощряет формирование в российском народе «подросткового» общественного сознания. Это знаете, когда подросток приходит в новый класс, и у него защитно-агрессивная реакция: вот меня никто здесь не любит, все обижают, все вокруг враги, никому доверять нельзя…

М.Л.: Михаил, ну а как быть с таким очевидным фактом, что большинство населения и Абхазии, и Южной Осетии поддерживает в той или иной форме союз с Россией и ни при каких условиях не желает быть в составе грузинского государства?

М.К.: Я думаю, что здесь есть тема для дискуссии. И, возможно, имеет смысл, пройдя какие-то международные процедуры, когда-нибудь к этому вопросу вернуться. Но я не на минуту не верю, что сегодняшние действия российской власти продиктованы заботой о тех же южных осетинах. Когда несколько лет назад президенту Путину надо было подписать нефтегазовый договор с Туркменбаши, то он продал сто или сто пятьдесят тысяч русских, проживающих в Туркмении, - лишил их права на двойное гражданство. А что такое в тоталитарном Туркменистане русскому оказаться без иностранного гражданства?! Или когда в Грозном нужно было навести «конституционный порядок», то город оказалось можно было сравнять с землей! А потому верить сейчас в какую-то искреннюю заботу кремлевской власти о южных осетинах я, извините, никак не могу.
А что кается референдума о самоопределении Южной Осетии и Абхазии, то его можно и нужно проводить в соответствии с нормами международного права. В нем должны принимать участие и грузинские беженцы, покинувшие свои дома в зоне конфликта.

М.Л.: Одна из участниц вашего митинга, председатель Московской Хельсинской Группы Людмила Алексеева недавно заявила, что российские миротворцы должны быть заменены в Грузии подразделениями других стран ООН. Вы с этим согласны?

М.К.: Целиком. Россия является одной из сторон конфликта, а значит, беспристрастным арбитром быть не может. Это все равно, что игрок одной из футбольных команд после перерыва вдруг хватает судейский свисток и начинает сам вести матч. При таком «судействе» справедливого и длительного мира на Кавказе не достигнешь.


XS
SM
MD
LG