Линки доступности

Виртуальные войны


Когда начался недавний конфликт вокруг Южной Осетии, приведший к вторжению российских войск в Грузию, главным дефицитом стала информация. Большая часть этой информации на тот момент содержалась в блогах, онлайновых дневниках частных граждан. Беда, однако, заключалась в том, что сама Южная Осетия информационной технологией практически не оснащена, и оттуда мало что просачивалось.

Российские СМИ, судя по всему, еще ожидали указаний относительно угла подачи информации, а западные агентства давали только краткие сообщения. У меня, естественно, возникла мысль посмотреть, что пишут в самой Грузии на доступных мне языках. Найти грузинские информационные сайты не составило труда, хотя изобилия фактов там тоже не было. Но через некоторое время я заметил, что доступ к этим сайтам становится все более затрудненным. Это, конечно, можно было объяснить любопытством других охотников за информацией: чем их больше, тем медленнее реагирует сайт на запросы. Но рано или поздно, и не мне одному, закралась в голову естественная мысль: хакерские атаки.

Этот вид массированной атаки практикуется уже довольно давно. Самым известным прецедентом стала атака хакеров на эстонские сайты во время конфликта по поводу переноса памятника советскому солдату в Таллине. Сравнительно недавно, в ходе волнений в Тибете, участились диверсии, судя по всему со стороны китайских хакеров, на американские и другие западные сайты, включая коммерческие.

На Западе многие поговаривают о наличии у Кремля специального контингента хакеров для ведения подобных войн. Исключить этого я не могу, но подозреваю, что это был бы лишний расход денег — куда проще полагаться на «добрую волю» патриотически настроенных граждан, вооруженных компьютерами.

Любопытный эксперимент провел Евгений Морозов, чья заметка опубликована в американском сетевом журнале Slate. Он задался целью проверить, может ли обычный человек, не обремененный чрезмерными компьютерными знаниями, принять участие в подобной атаке. Оказалось, что нет ничего проще.

Вот самый простой из приведенных им примеров. Один из антигрузинских энтузиастов, встреченных Морозовым в сети, предлагал всем желающим скачать и установить у себя страницу с выложенными на ней небольшими образами грузинских сайтов и настроить программу таким образом, чтобы она обновляла эти образы каждые две-три минуты.
Если к этому прибегнет достаточное количество пользователей, результатом будет так называемая «атака DOS» — отказ от ответа на запрос ввиду перегрузки сервера, который, пытаясь ответить на слишком большое большое количество запросов, не отвечает ни на один.

Других способов нанести виртуальный вред противнику я здесь приводить не буду, достаточно сказать, что обучиться им совсем нетрудно, а найти в интернете учителей и того проще.

Если бы подобные виртуальные атаки были просто новым видом оружия, пусть только информационного, в этом не было бы ничего феноменального — мало ли что современные армии добавляют к своим арсеналам чуть ли не ежегодно. Но интернет вложил оружие в руки широких масс, которые во многих странах мира сегодня воспламенены рецидивом национализма — в мире ислама, в Китае и в той же России. Таких многомиллионных ополчений ни одна война до сих пор не видела.

Тот факт, что оружие является информационным, не должен нас успокаивать и убеждать в его сравнительной безобидности. Хакер с достаточной квалификацией и мотивацией теоретически может нарушить работу крупного аэропорта или системы электроснабжения большого города, и тогда жертвы могут оказаться вполне реальными.

Черта, которую переступили российские войска в Грузии, поставила мир на грань новой «холодной войны». Но сегодня эта война в состоянии войти в каждый дом, и она может оказаться уже не такой холодной, как предыдущая.

XS
SM
MD
LG