Линки доступности

Цена рекордов


Античные атлеты, как известно, состязались обнаженными, в том числе и на олимпийских играх, чтобы придать своим движениям максимальную свободу. Еще одним достоинством такого обычая было то, что побеждали именно личные качества спортсмена, духовные и физические, а не хитроумие менеджера и уловки. Это не значит, что уловок не было, люди тогда жили примерно такие же, как мы, со всеми достоинствами и недостатками. Но простора для таких уловок было не очень много.

Этот обычай и тогда вызывал много нареканий у народов, не одобрявших публичной наготы, и сегодня, конечно, возродить его невозможно. Небольшая, казалось бы, разница, если на спортсмене в любом случае — минимум одежды. Но этот минимум открывает дорогу многому – и с каждым новым днем все большему. Фактически сегодня человек, прыгающий в бассейн или стартующий на беговой дорожке, – сложнейший технический агрегат, результат успехов многих отраслей науки, даже если закрыть глаза на фармацевтику.

Вот некоторые из этих достижений, которые были представлены на Пекинской олимпиаде и перечислены в блоге Уильяма Сэлитана Human Nature в сетевом журнале Slate.

В частности, несколько слов о феноменальных успехах американского пловца Майкла Фелпса. Его костюм, созданный при участии специалистов из НАСА и стоящий 500 долларов, заметно увеличивает обтекаемость. Он снижает сопротивление воды в среднем на 5% и улучшает время на дистанции на 2%.

Естественно, любому, кто желает состязаться с оснащенным таким образом Фелпсом, необходимо как минимум приобрести аналогичный костюм, и легко себе представить спортсмена из небогатой страны, которому такая экипировка окажется не по карману.

Но этим преимущества современного пловца не ограничиваются. Бассейн в Пекине имел особенности конструкции, позволяющие спортсменам добиться более высоких результатов, чем когда-либо прежде. В их числе — большая глубина, дополнительные дорожки по бокам и разделители дорожек из особой пластмассы, а также стартовые блоки, уменьшающие скольжение, и возможность анализа ошибок на видеозаписи.

Все эти и еще ряд других вспомогательных технологических уловок в равной степени отражаются на результатах всех участников соревнования, и поэтому ничего несправедливого в достижениях Фелпса нет. Несправедливость становится очевидной, если сравнить его рекорды с результатами, скажем, его знаменитого соотечественника Марка Спитца, у которого этих даров современной технологии не было. Теперь мы никогда не узнаем, кто, собственно, победил Спитца — Майкл Фелпс или специалисты из НАСА. Рекорды сегодня ставят именно специалисты – ученые, технологи, массажисты, врачи, а не спортсмены.

Плавание, конечно, не единственная отрасль, где технология потрудилась во славу спорта. Тут и облегченная обувь с нанотехнологиями, асимметричная для удобства левого поворота на замкнутой дистанции, и ледяные жилеты перед стартом для замедления перегрева, и палатки с пониженным содержанием кислорода для увеличения численности эритроцитов в крови, и много другое. Велосипедистам уменьшили количество спиц в переднем колесе для понижения сопротивления воздуха. Но тут уже не знаешь, возмущаться или смириться: велосипед ведь и так машина.

Естественный физиологический предел человека, судя по всему, уже достигнут в большинстве олимпийских видов спорта, и рекорды, которые еще на так давно ставили люди, впредь будет ставить технология, которая наверняка в скором будущем займется и человеческим телом.

Значит ли это, что надо вернуться к истокам и состязаться нагишом? Вряд ли. Сегодня кое-кто, и уже почти не в шутку, предлагает предоставить технологии полную свободу и перестать делать вид, что олимпийский лозунг «Быстрее, выше, сильнее» когда-то относился к людям.

XS
SM
MD
LG