Линки доступности

Дипломаты не прекращают добиваться полного вывода российских войск из Грузии


Почему президент Саакашвили решил начать наступление на Цхинвали именно 7-го августа?

«Момент, наверное, казался ему идеальным, – считает профессор Чикагского университета Рональд Суни, – Путин и Буш – на Олимпиаде в Пекине, Медведев совершает турне по Волге. У Саакашвили могло создаться впечатление, что если Грузия поторопится, она добьется своей цели, опередив реакцию России. Может быть, если бы Цхинвали был взят быстро и к власти приведено новое правительство, Россия бы и призадумалась».

Но Суни и другие эксперты полагают, что Россия ожидала именно такого развития событий и нанесла быстрый и массивный контрудар, заставив грузинские войска выйти из Южной Осетии и продвинувшись в глубь территории Грузии.

«Сдается мне, что Саакашвили ошибочно рассчитывал на то, что Запад и особенно его друг Джордж Буш придут ему на помощь, – замечает чикагский эксперт. – Хотя ему должно было быть понятно, что военных ресурсов у Америки в данном случае не было. Как он мог сделать иной вывод, ума не приложу».

Администрация Буша и, в частности, министр обороны Гейтс ясно указали, что воевать за Грузию Америка не будет. Однако, как считает профессор Колумбийского университета Роберт Легволд, Саакашвили и не полагался на американскую военную помощь, чего нельзя сказать о многих его соотечественниках.

«На мой взгляд, – говорит Легволд, – он исходил из того, что, во-первых, реакция России будет не такой жесткой, а, во-вторых, что дипломатия Европейского союза, НАТО и США будет куда более напористой. При таком раскладе быстрый захват слабо защищенного объекта, Цхинвали, сулил Саакашвили большие политические дивиденды. Он сильно просчитался».

Американские эксперты сходятся во мнении, что ответ России на грузинскую операцию был несоразмерным. При этом Стивен Джонс из колледжа Mount Holyoke идет еще дальше.

«Россия допустила большую ошибку, – говорит он, – выведя конфликт за пределы Южной Осетии и открыв второй фронт в Абхазии, ибо тут она сама стала объектом суровой критики Запада за нарушение международного права и попрание суверенитета иностранного государства. Международному сообществу открылся агрессивный характер российских действий. Не знаю, была ли Москва готова к такому сценарию, поскольку теперь на ней лежит бремя поиска дипломатического решения».

Консенсус экспертного сообщества сводится к тому, что только после полного отвода российских войск из зоны конфликта Москва и Тбилиси смогут заняться мирным улаживанием своих расхождений относительно Южной Осетии и Абхазии.

XS
SM
MD
LG